Психофизиология речи и мышления.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Усложняющейся деятельности ребенка соответствует развитие речи как средства общения и планирования поведения. В общении со взрослыми обогащается словарный запас, начинают строиться правильные конструкции предложений, рассказ и пересказ. Структурной основой речевого развития являются преобразования нейронного аппарата речевых полей ассоциативных корковых зон. На протяжении дошкольного возраста речь ребенка постепенно превращается в средство планировании и регуляции его деятельности, сливаясь с мышлением. Это осуществляется при непосредственном участии лобных областей коры.
Речь ребенка, возникающая в процессе деятельности и обращенная к самому себе, - так называемая эгоцентрическая речь - претерпевает существенные изменения на протяжении дошкольного возраста. В начале она проявляется как констатации и комментирование деятельности, а к концу этого периода опережает и направляет практическую деятельность - план поведения, высказанный вслух. Подвергаясь иитериоризации, эгоцентрическая речь превращается во внутреннюю, являющуюся основой мышления.
Таким образом, дошкольный возраст является важным этапом в развитии психических процессов, определяющих функциональные возможности ребенка к началу обучения. В реализации этих возможностей существенная роль принадлежит направляющим влияниям взрослого.