Предпосылки и условия возникновения ролевой игры.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
В преддошкольный период жизни ребенка развитие игры является вторичным и зависимым процессом, в то время как формирование предметных действий неигрового типа составляет основную линию развития. Однако в ходе дальнейшего развития игра становится ведущим типом деятельности.
Предпосылки к возникновению ролевой игры создаются внутри предметной деятельности ребенка раннего возраста. Эти предпосылки состоят в следующем: 1) отделение действий от предмета и их обобщение, 2) использование ребенком неоформленных (не имеющих ясно выраженной функции) предметов в качестве заместителей других, 3) отделение своих действий от действий взрослых и возникновение личных действий самого ребенка, 4) сравнение ребенком своих действий с действиями взрослых и отождествление их, 5) воспроизведение ребенком в своих действиях цепочки действий взрослых, отражающих в обычной последовательности отрезки их жизни. Это лишь предпосылки для перехода к собственно ролевой игре, но их одних недостаточно для ее возникновения.
Условия возникновения ролевой игры. Аксарина Н.М. показала, что для возникновения и усложнения игровой деятельности ребенка наиболее существенное значение имеет руководство со стороны воспитателей. Предоставление в распоряжение детей игрушек и разнообразных пособий стимулирует их к деятельности, но при отсутствии руководства со стороны взрослых не перестраивает ее содержания, которое остается крайне простым и находится на уровне манипулирования или элементарных, постоянно повторяющихся действий.
Вторым важным условием является коренное изменение отношений ребенка и взрослых. На основе овладения предметными действиями, отделения своих действий от действий взрослых и постоянных требований все большей самостоятельности у ребенка формируется тенденция к самостоятельности, к самостоятельной деятельности. Одновременно перед ребенком впервые открывается мир жизни и деятельности взрослых людей. Возникает чрезвычайно яркая, положительно эмоционально окрашенная тенденция к овладению этим вновь открытым миром, тенденция к совместной жизни со взрослыми.
Однако из-за неподготовленности ребенка тенденция к совместной жизни со взрослыми не может быть реализована в прямой форме, т.е. в форме непосредственного участия во всей жизни, деятельности и отношениях взрослых людей. Но в связи с возникающими в конце раннего детства представлениями появляется возможность реализации тенденции к совместной жизни со взрослым в форме мысленного участия и содействия. Динамика представлений ребенка не может еще осуществляться в отрыве от практических действий с предметами и нуждается в опоре на них. Такую опору ребенок находит в особых игровых условиях, привлекая игрушки, замещающие действительные предметы, с которыми действуют взрослые.
И третьим условием является наличие у детей ярких, эмоционально окрашенных представлений об окружающей действительности. При этом вся окружающая ребенка действительность может быть условно разделена на мир предметов и на мир человеческой деятельности и отношений.
Так Королева Н.В. знакомила детей дошкольного возраста с окружающей действительностью в одних случаях так, что на первый план выдвигались предметы — их качества, назначение и т.п., а в других случаях так, что на первый план выступал человек, его деятельность, его отношения к предметам и другим людям. Оказалось, что при первом типе ознакомления ролевая игра не возникала даже при специальном ее стимулировании игрушками, изображавшими те предметы, с которыми ребенок предварительно знакомился. При втором типе ознакомления ролевая игра возникала легко и продолжалась длительное время, обогащаясь в своем содержании. Это значит, что дошкольник особенно чувствителен ко всему тому, что связано с человеком, его деятельностью и отношениями с другими людьми.