Развитие коллективных взаимоотношений.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Так как на всех ступенях развития ролевой игры основным ее содержанием являются отношения между людьми, то возможность их воспроизведения тесно связана с характером коллективных от ношений между играющими детьми.
А.П.Усова установила, что состав участников игры с возрастом растет и одновременно вырастает длительность игры одного коллектива. У трехлетних детей, по ее данным, замечается объединение группами в 2 — 3 человека, продолжительность такого объединения очень коротка — 3 - 5 мин, после чего дети одной группы присоединяются к другим группам; все время возникают новые и новые объединения. За 30 — 40 мин можно наблюдать до 25 таких перегруппировок.
В возрасте 4—5 лет группы охватывают от 2 до 5 детей, продолжительность совместной игры доходит иногда до 40 — 50 мин, хотя и половине случаев группировка сохранялась около 15 мин. Замечено, что часто игра начинается одним ребенком, а к нему присоединяются другие дети. Предложение одного ребенка находит отклик у других детей, на основе чего возникают игры с общим для всего коллектива сюжетом. В этом возрасте дети уже согласовывают свои действия друг с другом, появляется распределение обязанностей, хотя возникает оно чаще всего по ходу самой игры.
У детей старшего дошкольного возраста (6 — 7 лет) наблюдается предварительное коллективное планирование игры, распределение ролей до ее начала и коллективный подбор игрушек. В ходе игры дети контролируют действия друг друга, указывают, как должен вести себя ребенок, взявший на себя определенную роль. Усиливается связь между членами игровой группы; коллективы играющих детей становятся более многочисленными и существуют сравнительно долго.
При организации соответствующих воспитательных воздействий коллективная жизнь детей в играх может принимать довольно сложные формы.
В начале года только начавшие посещать детский сад дети младшей группы совсем не умели играть вместе; они играли в одиночку, лишь изредка подключаясь к игре другого ребенка.
В своих играх дети вступают в более сложные взаимоотношения, чем это имеет место в их реальной коллективной жизни. Исследование Н.В.Королевой показывает, что в играх у детей наблюдаются такие отношения, которые вне игры им недоступны. Так, играя «в мастерскую», воспроизводя разделение функций между отдельными рабочими, дети становились друг к другу в отношения соподчинения и взаимной помощи. В реальной жизни подобные взаимоотношения еще недоступны детям даже старшего дошкольного возраста. Это, естественно оказывает на них большое положительное воспитательное воздействие, позволяя им активно переживать нормы высших форм коллективных действий. Под влиянием коллективных игр у детей воспитываются нормы коллективного поведения, которые затем переносятся детьми и за пределы игры, становясь общими нормами их поведения.