Овладение начальными формами трудовой деятельности.

Опубликовано в Детская психология

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Трудовая деятельность – это деятельность, которая осуществляется посредством орудий труда и направлена на преобразование окружающего мира и создание общественно полезной продукции.

Трудовая деятельность дошкольника отличается тем, что в ее результате не создается объективно значимого для общества продукта. Потребность, лежащая в основе трудовой деятельности – потребность в самостоятельности.

Л. А. Порембская установила 4 ступени развития самостоятельности в ходе бытового труда детей.

Первая ступень: ребенка привлекают к выполнению своими руками отдельных операций простейшего самообслуживания — при раздевании, умывании, уборке игрушек. Способ выполнения для ребенка безразличен. Он выполняет задание воспитателя с удо­вольствием, всегда доволен проделанным. При трудностях легко отступает: «Я никак!» Стремление к самостоятельности появляет­ся после выполнения первых заданий: «Я сам», но устойчивости в этом нет. Это ступень первой пробы сил — ребенок убеждается в возможности делать своими руками то, что раньше делали взрос­лые. Под влиянием воспитательных воздействий эта начальная сту­пень быстро сменяется другой.

Вторая ступень: неустойчивое «Я сам умею!» Ребенок приобрел ряд умений и навыков в простом самообслуживании, и круг их все расширяется. Выполняет он их самостоятельно, но с некоторой помощью взрослых. Способ выполнения становится объектом вни­мания со стороны ребенка. Однако ребенок увлечен еще самим процессом, и четкой целенаправленности в работе нет. Задание выполняет с удовольствием и с большой настойчивостью, но лег­ко отвлекается на другое, ибо результат для него вначале безраз­личен. Стремление к самостоятельности выражено ярко: «Я сам умею!», «Я сам могу!» Оно имеет более прочную основу в виде умений и навыков, но еще весьма неустойчивых. Отношение к помощи со стороны взрослых в тех процессах, которыми ребенок уже овла­дел, отрицательное. Формируется привычка к самостоятельности.

Третья ступень: устойчивое «Я сам умею!» На этой ступени са­мостоятельность приобретает привычный характер. Ребенок владеет рядом умений и прочных привычек; «что» и «как» делать у него четко дифференцировано. У ребенка возникает интерес к качеству труда, к его результату. Ряд процессов самообслуживания и обслу­живания группы выполняется ребенком самостоятельно при не­значительной помощи взрослых. Умения и навыки применяются в разных условиях (при обслуживании себя, товарищей). Появляется упорство и настойчивость при преодолении затруднений в своей деятельности, уверенность в своих силах. Ребенок не ищет помощи и упорно от нее отказывается: «Я сам знаю!», но в то же время он ищет поддержки со стороны взрослых в словах: «Я так?», «Я пра­вильно?». У ребенка начинают заглушаться непосредственно личные ин­тересы, у него возникает новый мотив: «сделать для других».

Четвертая ступень: ребенок приобретает «стиль» независимо­сти — появляется независимость от взрослых в элементарном быто­вом труде. Он уже владеет рядом прочных умений, навыков и при­вычек бытового труда, в частности навыками аккуратности и чис­топлотности. Способ деятельности подчинен ее цели. Это создает новую основу для развития трудовой деятельности ребенка; целе­направленность побуждает ребенка к четкому и точному отбору и использованию различных известных ему трудовых приемов.

При выполнении обязанностей ребенок проявляет инициативу. Он умеет организовать и элементарно спланировать свою деятель­ность, руководствуясь известными ему обобщенными правилами организации бытового труда. Появляется забота о товарищах и вза­имопомощь. Характерной чертой деятельности становится созна­ние необходимости выполнять свои обязанности, независимо от занимательности их для ребенка. Работу выполняет без напоми­наний, не отвлекаясь. Ребенок часто сам замечает необходимость труда и выполняет его по своей инициативе. Трудности преодоле­вает самостоятельно; настойчиво ищет выход из затруднений. Ха­рактерно развитие у ребенка уверенности в себе, сочетающееся с возрастающей требовательностью, появляется объективная само­оценка.

Я.З.Неверович считает, что в ходе выполнения обязанно­стей по бытовому труду не только усваиваются некоторые умения и навыки и воспитывается определенное отношение к своим обя­занностям, но что при правильной организации бытового труда у детей должны формироваться некоторые более или менее посто­янные качества личности, которые можно обозначить как трудо­любие.

Исходя из предположения, что для формирования этого качества основным условием является коллективная организация бытового труда, Я.З.Неверович провела опыт формирования тру­долюбия у детей старшей группы детского сада.

По своему отношению к дежурствам к моменту начала опыта дети распределялись по следующим группам: 1) отклонялись от де­журств — 7 человек, 2) хорошо дежурили при постоянном контро­ле взрослых или коллектива —3 человека, 3) хорошо дежурили по назначению воспитателя — 9 человек, 4) хорошо дежурили и рабо­тали в другое время и по собственной инициативе — 7 человек.

В результате восьмимесячного участия в коллективной работе по бытовому труду у всех детей произошли существенные измене­ния в отношении к трудовым заданиям. Так, у 6 детей появилось особенно ответственное и инициативное отношение к работе не­зависимо от того, во время дежурства или вне дежурства ее требо­валось выполнить. Уже не было ни одного ребенка, который бы уклонялся от дежурств. Кроме того, увеличилось общее количество детей, работающих по своей инициативе (вместо 7 человек до опыта их стало теперь 17). Это указывает на то, что у многих детей появи­лось новое отношение к труду, приобретающее устойчивый харак­тер и превращающееся в определенную черту поведения — в тру­долюбие.

Я.З.Неверович установила 5 этапов формирования у дошкольников устойчивого положительного отношения к труду.

Первый этап. Ребенок понимает значение для коллектива пред­ложенной ему работы, но еще не умеет приняться за дело и довести его до конца. Ему нужен систематический внешний контроль со стороны воспитателя и коллектива детей.

Второй этап. Ребенок уже начинает без внешнего контроля вы­полнять работу по самообслуживанию, но только во время де­журств и только то, что относится к кругу его прямых обязан­ностей.

Третий этап. Ребенок начинает делать работу, выполнявшуюся ранее только во время дежурств, и вне дежурств и помогать дру­гим детям в их труде по самообслуживанию. На этом этапе возни­кают внутренние побуждения к деятельности.

Четвертый этап. У ребенка появляется понимание круга его обя­занностей как дежурного. Он и во время дежурств и вне их делает то, что важно, то, что по смыслу надо делать в данный момент. На этом этапе отпадает необходимость в непрерывном напоминании ребенку круга его обязанностей и непрерывном одобрении или порицании его работы.

Пятый этап. Это наиболее высокий этап. Ребенок свой опыт от­ношения к людям и обязанностям начинает переносить в другие условия, в другие виды деятельности — в занятия, в игры. В новых условиях он также доводит дело до конца, начинает помогать дру­гим, убирает за собой и за товарищами, интересуется тем, чтобы общее дело было хорошо выполнено, т.е. качества, сформировав­шиеся при выполнении трудовых обязанностей, становятся до некоторой степени привычным способом поведения.

Установленные этапы раскрывают, как требования окружаю­щих становятся содержанием внутренних побуждений самого ре­бенка.

Трудовая деятельность детей при пра­вильной ее организации и руководстве со стороны взрослых может оказывать существенное влияние на формирование наиболее цен­ных качеств личности ребенка. У него формируются положитель­ное отношение к труду взрослых и общественные мотивы собствен­ной трудовой деятельности, развивается самостоятельность, уг­лубляется объективная оценка своих умений и умений товарищей, появляется самооценка, связанная с выполнением общественно значимой деятельности, и, наконец, формируются некоторые ус­тойчивые черты поведения — трудолюбие, настойчивость и т.д.

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Главное меню

  • Главная
  • Возрастная психология. Ответы на экзаменационные вопросы
  •  Возрастная психология, психология развития
  • Детская психология
  • Тематические статьи
  • Ответы к экзамену по Возрастной психологии
  • Ответы к экзамену Возрастная психология
  • Ответы по психологии развития
  • Ответы на билеты по психологии развития
  • Лекции по возрастной психологии
  • Шпаргалки по возрастной психологии
topweddingsthings
Powered by Warp Theme Framework