Особенности моторики ребенка и развитие ЦНС.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Характер движений ребенка в раннем онтогенезе определяется, во-первых, степенью зрелости ЦНС, во-вторых, как и у взрослых, усвоением двигательных навыков, которые для ребенка в раннем онтогенезе практически все новые. У взрослого человека соврешенствование движение, их автоматизация с целью постепенной экономии энергии обеспечивается деятельностью стриопаллидарной системы.
Рыбы не нуждаются в такой системе, так как они двигаются во взвешенном в воде состоянии и двигаются мощными бросковыми движениями и не «заботятся» об экономии мышечной энергии – им достаточно паллидарной ситсемы.
Стриопаллидарная система есть также у птиц, так как в полете они вынуждены совершать огромную работу и не имеют возможности вдруг прервать ее. Поэтому они должны располагать более сложным двигательным аппаратом, расчетливо регулирующим качество и количество движений.
Так как миелинизация стриарных путей заканчивается лишь к 5-му месяцу жизни и подготавливает ребенка к овладению актами сидения, стояния и ходьбы. До этого, в первые месяцы жизни, паллидум является высшим моторным органом. Моторика новорожденных имеет явные «паллидарные» черты: медленные, червеобразные движения.
Интеллектуализация движений и приобретение ими целесообразного характера выступают в развитии младенца значительно позже, чем образование первичных условных рефлексов. Эта интеллектуализация проявляется в манипулировании ребенка с предметами и в первичных актах его инструментального мышления, т. е. простейшего применения орудий. Самые первичные проявления этой деятельности наблюдаются в начале второго полугодия. Таким образом, первичные условные рефлексы, наблюдающиеся со 2-го мес жизни, хотя и указывают, по-видимому, на роль и участие коры, но еще не являются ни процессами накопления систематического личного опыта, ни свидетельством сколько-нибудь существенного участия корковых функций в поведении младенца.