Развитие движений.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Своевременное и правильное развитие движений у младенца способствует нормальной деятельности внутренних органов (улучшает процессы кровообращения, дыхания и др.) и стимулирует рост ребенка. У детей, которые много и разнообразно двигаются, более правильные пропорции тела, чем у детей, которые большую часть времени сидят. Если ребенок своевременно овладевает теми или иными движениями, он становится более самостоятельным, что расширяет возможности его психического развития.
Долгое время считалось, что движения у ребенка, особенно 1-го года жизни, развиваются по мере созревания организма, для чего нужно только обеспечить хорошие условия физического развития, т. е. правильное питание и гигиенический уход. Однако изучение развития детей 1-го года жизни, воспитывающихся в различных условиях, показало, что темп и последовательность развития движений зависят от условий воспитания и воздействий окружающих их людей.
Для нормального развития ребенка целесообразнее, если он сначала овладеет моторными функциями — движениями перемены положения и перемещения в пространстве, а затем статическими — способностью сохранять определенное положение тела. Не следует сажать детей и ставить их к барьеру кровати или манежа до того, как они сами не научатся принимать это положение. Раннее сидение и стояние могут привести к искривлению позвоночника и ног. Воспитатели должны хорошо знать, в каком возрасте какие движения являются наиболее полезными для развития ребёнка, и помочь своевременно овладеть ими.
В первые месяцы жизни, движения ребенка беспорядочны и не координированы. Движения рук и ног порывисты, конечности всегда согнуты, так как мышцы находятся в состоянии сгибательного гипертонуса. С первых месяцев ребенок должен иметь возможность свободно двигаться. До 1,5 — 2-месячного возраста рекомендуется класть ребенка в «конверт», причем ручки его должны оставаться свободными. Во избежание охлаждения ручек, рукава кофточки должны быть длинные и зашитые. Двухмесячный ребенок в часы бодрствования должен быть одет уже в ползунки и кофточку с открытыми кистями рук, чтобы он своевременно научился захватывать висящую над его грудью игрушку. У детей в возрасте до 2,5—3 месяцев следует развивать умение удерживать голову в положении на животе и вертикальном положении на руках у взрослого. Особенно полезны движения в положении на животе. Поэтому важно, чтобы малыш вначале овладел умением удерживать голову, лежа на животе, и несколько позднее — в вертикальном положении на руках у взрослого. Когда ребенок лежит на животе и поднимает голову, у него укрепляются мышцы и формируется правильный изгиб позвоночника. Свободные движения головы положительно влияют на процессы кровообращения мозга.
Класть ребенка на живот надо с 3—4-недельного возраста. Вначале он только пытается поднимать голову, а к концу 3-го месяца уже свободно поднимает ее, причем выгибает спину и опирается на предплечья. В таком положении он может лежать уже несколько минут. С того момента, когда ребенок освоит умение брать игрушку из разных положений, воспитатели должны использовать стремление ребенка взять ее для развития различных движений.
С 2-месячного возраста ребенка время от времени необходимо брать на руки и держать вертикально, придерживая под грудку и под ягодицы, чтобы развивать и укреплять у него умение удерживать голову в таком положении. Нужно, чтобы к 2,5 —3-месячному возрасту, находясь на руках у взрослого, ребенок уже не только хорошо удерживал голову, но и останавливал взгляд на лице взрослого, который его держит и с ним разговаривает.
После 3 месяцев особое внимание надо: обратить на развитие движений рук. Для этого прежде всего следует вешать игрушки низко над грудью ребенка. Двигая выпрямленными руками и случайно натолкнувшись на игрушки, он начинает ощупывать и захватывать их. Ребенок 4—4,5 месяцев при виде висящей игрушки протягивает к ней руки. С этого возраста необходимо учить ребенка брать игрушку (погремушку), которую держат у него над грудью или сбоку. Но приближать игрушку к ладошке ребенка и вызывать у него стремление взять ее; вкладывать игрушку в руку не нужно. Бодрствование ребенка становится более активным: он занят игрушками и не просится на руки. Занятие игрушками предупреждает сосание пальцев. Дети часто без участия взрослых овладевают умением поворачиваться набок (в 4 месяца), на живот (в 5 месяцев). Освоив эти движения, они переворачиваются со спины на живот и много врем е ий- проводят в этом положении, к 6 месяцам поворачиваются с живота на спину. Примерно в этом же возрасте появляются попытки ползать. Необходимо следить, чтобы всеми этими движениями дети овладевали после того, как научатся хорошо держать голову, лежа на животе, и свободно брать игрушки из разных положений. В противном случае, перевернувшись на живот, они быстро устают — опускают голову и начинают сосать пальцы.
К 5—6 месяцам ребенок, лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук, высоко приподнимает голову и грудь. Он свободно поворачивается в разные стороны и следит за окружающим. Это доставляет ему удовольствие и способствует его нервно-психическому развитию.
Одним из показателей развития ребенка данного возраста является то, что он может уже стоять при поддержке под мышки, полностью разогнув ноги в коленях и тазобедренных суставах.
Во втором полугодии важно, чтобы ребенок вначале овладел умением ползать, а затем садиться и сидеть. Если 5—6-месячный ребенок много лежит на животе, он быстрее научится ползать, потом садиться и вставать, держась за неподвижную опору. Если же ребенка с первых месяцев жизни много держат на руках в сидячем положении или сажают в креслице или даже в подушки, то к 6—7 месяцам он начинает сидеть. Сидячее положение в этом возрасте вредно, так как позвоночник еще недостаточно окреп. Сидя, ребенок быстро устает, уронив игрушку, не может достать другую и от бездействия часто начинает сосать пальцы.
Полезнее, когда ребенок в 7 месяцев научится ползать и только в 8 месяцев самостоятельно садиться, сидеть и ложиться из сидячего положения. По мере того как дети овладевают умением ползать, они начинают много двигаться. Укрепляются все мышцы тела, что благоприятно отражается на его физическом развитии. Умея ползать, ребенок может сам приблизиться ко всему, что его интересует (достать игрушку, подползти к взрослому, переменить положение и посмотреть, что делается в комнате и т. п.).
К 8 месяцам благодаря различным движениям укрепляется позвоночник: теперь ребенок может сидеть и сам в любое время изменить положение. Сидя, ему удобнее играть игрушками и смотреть на все, что его интересует. Несколько позднее ребенок начинает вставать, цепляясь за барьер кровати или манежа, и ходить вокруг него. К 9 месяцам он может переходить от одной опоры к другой. В 10—11 месяцев дети уже начинают всходить на небольшую горку (из 3 ступенек) и сходят с нее, влезают на невысокий диванчик, перевернутый ящик, подлезают под предметы и т. п. К 11 — 12 месяцам они овладевают самостоятельной ходьбой.
Для развития самостоятельной ходьбы следует с 10— 11 месяцев учить ребенка ходить сначала с поддержкой за обе руки, затем ставить и, отойдя на небольшое расстояние, ласково подзывать его к себе или показывать интересную игрушку.
Во время обучения ребенка ходьбе нельзя водить его за одну руку. Неправильная поза может вызвать искривление позвоночника.
Не рекомендуется также на занятиях по овладению самостоятельной ходьбой использовать каталки, ходунки и вожжи. Ребенок вынужден приноравливать темп движений к быстроте движения каталки. Во время ходьбы с этим пособием центр тяжести тела приходится на руки ребенка, его активность направлена на движение каталки, а не на координацию движения ног. Что касается вожжей и ходунков, то при использовании их ребенок двигает ногами, пассивно следуя за движением пособия, а сам активно не участвует в овладении данным умением. Вожжи могут быть использованы тогда, когда ребенок научится ходить.
Многими движениями дети могут овладеть во время самостоятельной деятельности. Однако для своевременного их развития в правильной последовательности необходимо проводить специальные занятия.