Формирование акта смотрения.

Опубликовано в Детская психология

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Среди внешнесредовых воздейст­вий разной модальности для когни­тивного развития наиболее значима зрительная стимуляция, поскольку у человека основным информацион­ным каналом, создающим образ внеш­него мира, является зрительный. Морфологические данные также пока­зывают, что к моменту рождения зрительная проекционная кора име­ет наибольшую по сравнению с дру­гими корковыми зонами ширину.

Важной для развития восприятия является рано сформированная чув­ствительность   зрительной   системы новорожденного к движущимся объектам. С первых дней жизни отме­чаются только горизонтальные сле­дящие движения, сначала хаотич­ные, к 1 мес. содружественные, что говорит о возникновении биноку­лярной фиксации объекта. Уже на ранних этапах онтогенеза глазные движения как компонент внимания обеспечи­вают обнаружение объекта и удержа­ние его в поле зрения, продлевая та­ким образом контакт ребенка с предметом.

На основе включения зрительно­го канала начинают строиться и ком­муникативные отношения. С первых часов и дней жизни уста­навливается контакт «глаза в глаза». Лицо матери оказывается высоко значимым, выраженно предпочита­емым и рано распознаваемым по сравнению с неживыми предметами раздражителем. Отсутствие реакций ребенка на лицо матери насторажи­вает и требует консультации детско­го невролога. Раннее узнавание лица матери ба­зируется на многих биологических и физиологических факторах. Прежде всего здесь действует, помимо зри­тельной, целый комплекс разномодальной информации - звуковой (го­лос), тактильной (телесный контакт, руки матери), обонятельной (запах). Кроме того, в лице сочетаются при­знаки, известные как эффективные возбудители внимания, такие как сложность конфигурации, упорядо­ченность черт, движение (обычно мать склоняется к ребенку или под­нимает его к себе). Значимость дви­жения  подтверждается  тем,  что новорожденные даже при низкой ос­троте зрения преимущественно сле­дят за тем движущимся изображени­ем, которое больше всего напоминает рисунок лица.

Таким образом, уже в период ново­рожденности закладывается основа процессов, определяющих развитие познавательной и коммуникативной деятельности ребенка.

Первое полугодие жизни харак­теризуется чрезвычайно высокой чувствительностью к развивающим воздействиям внешней среды и рас­сматривается как сенситивный и критический период онтогенеза.

Процесс зрительного воспри­ятия претер­певает существенные изменения. В первые месяцы жизни постепен­но развивается способность зритель­ной фиксации объектов, введенных в поле зрения и остающихся непод­вижными. Предметы, отличающиеся высокой интенсивностью стимуля­ции, - яркие, контрастные, звуча­щие, сложной конфигурации начина­ют привлекать к себе внимание. Об особенностях восприятия неподвиж­ных объектов можно судить прежде всего по характеру движений глаз, который свидетельствует о том, что воспринимается не весь предмет, а его отдельные признаки, в большей степени наделенные перечисленны­ми привлекательными характерис­тиками. Движения концентрируют­ся около углов, контрастных границ, выраженной структуры поверхнос­ти, т.е. начинают выделяться отдель­ные свойства предмета. На основе информации о контраст­ных границах, краях, углах подго­тавливается восприятие структуры и формы. Появляющаяся бинокуляр­ная конвергенция, ощущение рас стояния до предмета, удаленности его отдельных частей обеспечивает восприятие трехмерности, объема (так называемое стереоскопическое зрение). Эти процессы требуют бо­лее высокой разрешающей способно­сти зрительной системы. Начинает функционировать зрительный канал опознания объектов с механизмами, способными осуществлять все более глубокий и тонкий анализ различ­ных признаков.

Существенно возрастают возмож­ности канала обнаружения - раздвигаются границы внешнего мира, где могут быть обнаружены объекты. Поле зрения расширяется, достигая 60° к 3 мес. жизни и 180° к 6-7 мес. Выход за пределы поля зрения или остановка предмета в возрасте до 2 мес. прекращают слежение. У более старших детей, благодаря расшире­нию поля зрения и присоединяющим­ся к движению глаз поворотам голо­вы (тоже двигательный компонент внимания) прослеживание продол­жается. С 2-3 мес. к горизонтальным движениям  глаз  присоединяются вертикальные и круговые, реакция на приближение/удаление объекта; с 4 мес. прослеживающие движения приобретают плавность, что свиде­тельствует о появлении начальных форм регуляции и координации.

С 3-месячного возраста совершен­ствуются процессы выделения при­знаков. К 3-4 мес. созревает система восприятия цвета, ее желто-синий компонент; к 4-5 мес. - красно-зеле­ный. Эта особенность цветового вос­приятия должна быть учтена при оз­накомлении ребенка с игрушками. С 3-4 мес. появляется и нарастает способность различения объектов по размеру. Эти признаки выступают как определяющие характеристики предмета.

Важным новообразованием пове­денческого репертуара младенца 2-3 мес. жизни становится эмоцио­нальное сопровождение восприятия. Это комплекс оживления, включаю­щий в себя движения, улыбку, гуле­ние и имеющий четкую позитивную окраску.

Формирование зрительной функ­ции является важным фактором развития. Так, обнаружилось, что дети, ли­шенные раннего зрительного опыта, отстают в общем психомоторном и социальном развитии. Их поведение характеризуется либо выраженным избеганием контактов, страхами, пас­сивностью, либо, напротив, чрезмер­ной расторможенностью, неуправля­емостью, агрессивностью. В послед­нем случае можно предполагать задержку в развитии коркового кон­троля поведения. Многие характе­ристики зрительного поведения кор­релируют с важными способностями и умениями даже в дошкольном воз­расте. Так, возможность различения признаков в трехмесячном возрасте достоверно и положительно корре­лирует с показателями шкалы ум­ственного развития в 2 года; прояв­ления зрительного внимания (дли­тельность фиксации) в 5-7 мес. надежно предсказывают уровень ин­теллектуального развития в 5 и 7 лет.

Из различных характеристик зри­тельной системы наиболее сущест­венно влияет на процесс развития ре­бенка острота зрения, на базе которой функционирует канал опознания изображений. Поэтому чрезвычайно важно заметить даже небольшое отставание в развитии этого показате­ля, проявляющееся в невнимании к мелким деталям. Косвенно это мож­но оценить, наблюдая за особеннос­тями привлечения внимания к некрупным предметам. Интерес к мелким деталям обычно появляется у 5-7-месячных детей, и к этому воз­расту острота зрения приближается к единице. В это время ребенок дол­жен замечать крупинки диаметром около 1 мм и может захватывать их пальцами. В игре, привлекая внима­ние к крупинкам (например, к хлеб­ным шарикам разного диаметра), стимулируя подражательные дей­ствия, можно попытаться приблизи­тельно оценить различительную чув­ствительность зрения ребенка. Если выясняется, что она ниже нормы, следует начинать тренировочные игры-занятия. Усиливать эффектив­ность слабо воспринимаемых зри­тельных стимулов (игрушек) добав­лением звука, движения, усилением цвета. При рассматривании ручек можно надевать на пальчики цветные колпачки, бубенчики, стимулируя возможности зрительной системы и удовлетворение познавательной по­требности. Ухаживающим за ребен­ком взрослым не надо забывать, что даже небольшое ослабление зрения на первом году жизни может при­вести к ближним и отдаленным не­благоприятным последствиям, рас­пространяющимся на психическое развитие младенца.

 С 6-месячного возраста в ознакомление с объектами внешнего мира включаются допол­нительно к зрительной другие ана­лизаторные системы. К раннему рас­сматриванию сначала предметов, потом своих рук начинает присоеди­няться дотягивание, толкание игру­шек, а с момента раскрытия ладо­ни - захватывание, ощупывание, что существенно дополняет чисто зри­тельные впечатления и облегчает опознавание предметов. Так, мла­денцы во втором полугодии и особен­но к 8 мес. возрасту после ощупыва­ния невидимого предмета быстрее и точнее узнают его с помощью зрения. Звучащие предметы легче привлека­ют внимание ребенка и активнее фиксируются.

К шестимесячному возрасту про­исходят существенные изменения в моторной сфере. Ребенок садится, что расширяет видимое пространство. Развитие координационных возмож­ностей, движений обеими руками способствует манипуляции с предме­тами, более глубокому ознакомле­нию с окружающим миром. Шести­месячный возраст рассматривается как своеобразный рубеж, преодоле­ние которого открывает перед ребен­ком новые возможности.

К 8 мес. жизни произвольность и элементы внутренней регуляции проявляются и во внимании. Ребенок на основе сложившихся элементов индивидуального опыта направляет свое внимание (фиксирует взглядом) прогнозируемое место появления движущегося предмета, исчезнувше­го за ширмой, или экспериментатора, спрятавшегося за дверью после игры. Этот вид поведения существенно от­личается от наблюдавшегося в пер­вом полугодии жизни, когда исчез­нувший из поля зрения предмет исчезал из поля сознания младенца.

В условиях коммуникации разви­ваются познавательные процессы на сенсорном (восприятие) и мотор­ном (действие) уровне. Первый год жизни особенно отличается по своей результативности в отношении функ­циональных «приобретений» в перцептивно-когнитивно-эмоциональной сфере. Все эти приобретения в мла­денческом возрасте базируются на развитии зрительного восприятия, обеспечивающего начальное озна­комление с внешним миром и накоп­ление индивидуального опыта.

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Главное меню

  • Главная
  • Возрастная психология. Ответы на экзаменационные вопросы
  •  Возрастная психология, психология развития
  • Детская психология
  • Тематические статьи
  • Ответы к экзамену по Возрастной психологии
  • Ответы к экзамену Возрастная психология
  • Ответы по психологии развития
  • Ответы на билеты по психологии развития
  • Лекции по возрастной психологии
  • Шпаргалки по возрастной психологии
topweddingsthings
Powered by Warp Theme Framework