Формирование акта смотрения.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Среди внешнесредовых воздействий разной модальности для когнитивного развития наиболее значима зрительная стимуляция, поскольку у человека основным информационным каналом, создающим образ внешнего мира, является зрительный. Морфологические данные также показывают, что к моменту рождения зрительная проекционная кора имеет наибольшую по сравнению с другими корковыми зонами ширину.
Важной для развития восприятия является рано сформированная чувствительность зрительной системы новорожденного к движущимся объектам. С первых дней жизни отмечаются только горизонтальные следящие движения, сначала хаотичные, к 1 мес. содружественные, что говорит о возникновении бинокулярной фиксации объекта. Уже на ранних этапах онтогенеза глазные движения как компонент внимания обеспечивают обнаружение объекта и удержание его в поле зрения, продлевая таким образом контакт ребенка с предметом.
На основе включения зрительного канала начинают строиться и коммуникативные отношения. С первых часов и дней жизни устанавливается контакт «глаза в глаза». Лицо матери оказывается высоко значимым, выраженно предпочитаемым и рано распознаваемым по сравнению с неживыми предметами раздражителем. Отсутствие реакций ребенка на лицо матери настораживает и требует консультации детского невролога. Раннее узнавание лица матери базируется на многих биологических и физиологических факторах. Прежде всего здесь действует, помимо зрительной, целый комплекс разномодальной информации - звуковой (голос), тактильной (телесный контакт, руки матери), обонятельной (запах). Кроме того, в лице сочетаются признаки, известные как эффективные возбудители внимания, такие как сложность конфигурации, упорядоченность черт, движение (обычно мать склоняется к ребенку или поднимает его к себе). Значимость движения подтверждается тем, что новорожденные даже при низкой остроте зрения преимущественно следят за тем движущимся изображением, которое больше всего напоминает рисунок лица.
Таким образом, уже в период новорожденности закладывается основа процессов, определяющих развитие познавательной и коммуникативной деятельности ребенка.
Первое полугодие жизни характеризуется чрезвычайно высокой чувствительностью к развивающим воздействиям внешней среды и рассматривается как сенситивный и критический период онтогенеза.
Процесс зрительного восприятия претерпевает существенные изменения. В первые месяцы жизни постепенно развивается способность зрительной фиксации объектов, введенных в поле зрения и остающихся неподвижными. Предметы, отличающиеся высокой интенсивностью стимуляции, - яркие, контрастные, звучащие, сложной конфигурации начинают привлекать к себе внимание. Об особенностях восприятия неподвижных объектов можно судить прежде всего по характеру движений глаз, который свидетельствует о том, что воспринимается не весь предмет, а его отдельные признаки, в большей степени наделенные перечисленными привлекательными характеристиками. Движения концентрируются около углов, контрастных границ, выраженной структуры поверхности, т.е. начинают выделяться отдельные свойства предмета. На основе информации о контрастных границах, краях, углах подготавливается восприятие структуры и формы. Появляющаяся бинокулярная конвергенция, ощущение рас стояния до предмета, удаленности его отдельных частей обеспечивает восприятие трехмерности, объема (так называемое стереоскопическое зрение). Эти процессы требуют более высокой разрешающей способности зрительной системы. Начинает функционировать зрительный канал опознания объектов с механизмами, способными осуществлять все более глубокий и тонкий анализ различных признаков.
Существенно возрастают возможности канала обнаружения - раздвигаются границы внешнего мира, где могут быть обнаружены объекты. Поле зрения расширяется, достигая 60° к 3 мес. жизни и 180° к 6-7 мес. Выход за пределы поля зрения или остановка предмета в возрасте до 2 мес. прекращают слежение. У более старших детей, благодаря расширению поля зрения и присоединяющимся к движению глаз поворотам головы (тоже двигательный компонент внимания) прослеживание продолжается. С 2-3 мес. к горизонтальным движениям глаз присоединяются вертикальные и круговые, реакция на приближение/удаление объекта; с 4 мес. прослеживающие движения приобретают плавность, что свидетельствует о появлении начальных форм регуляции и координации.
С 3-месячного возраста совершенствуются процессы выделения признаков. К 3-4 мес. созревает система восприятия цвета, ее желто-синий компонент; к 4-5 мес. - красно-зеленый. Эта особенность цветового восприятия должна быть учтена при ознакомлении ребенка с игрушками. С 3-4 мес. появляется и нарастает способность различения объектов по размеру. Эти признаки выступают как определяющие характеристики предмета.
Важным новообразованием поведенческого репертуара младенца 2-3 мес. жизни становится эмоциональное сопровождение восприятия. Это комплекс оживления, включающий в себя движения, улыбку, гуление и имеющий четкую позитивную окраску.
Формирование зрительной функции является важным фактором развития. Так, обнаружилось, что дети, лишенные раннего зрительного опыта, отстают в общем психомоторном и социальном развитии. Их поведение характеризуется либо выраженным избеганием контактов, страхами, пассивностью, либо, напротив, чрезмерной расторможенностью, неуправляемостью, агрессивностью. В последнем случае можно предполагать задержку в развитии коркового контроля поведения. Многие характеристики зрительного поведения коррелируют с важными способностями и умениями даже в дошкольном возрасте. Так, возможность различения признаков в трехмесячном возрасте достоверно и положительно коррелирует с показателями шкалы умственного развития в 2 года; проявления зрительного внимания (длительность фиксации) в 5-7 мес. надежно предсказывают уровень интеллектуального развития в 5 и 7 лет.
Из различных характеристик зрительной системы наиболее существенно влияет на процесс развития ребенка острота зрения, на базе которой функционирует канал опознания изображений. Поэтому чрезвычайно важно заметить даже небольшое отставание в развитии этого показателя, проявляющееся в невнимании к мелким деталям. Косвенно это можно оценить, наблюдая за особенностями привлечения внимания к некрупным предметам. Интерес к мелким деталям обычно появляется у 5-7-месячных детей, и к этому возрасту острота зрения приближается к единице. В это время ребенок должен замечать крупинки диаметром около 1 мм и может захватывать их пальцами. В игре, привлекая внимание к крупинкам (например, к хлебным шарикам разного диаметра), стимулируя подражательные действия, можно попытаться приблизительно оценить различительную чувствительность зрения ребенка. Если выясняется, что она ниже нормы, следует начинать тренировочные игры-занятия. Усиливать эффективность слабо воспринимаемых зрительных стимулов (игрушек) добавлением звука, движения, усилением цвета. При рассматривании ручек можно надевать на пальчики цветные колпачки, бубенчики, стимулируя возможности зрительной системы и удовлетворение познавательной потребности. Ухаживающим за ребенком взрослым не надо забывать, что даже небольшое ослабление зрения на первом году жизни может привести к ближним и отдаленным неблагоприятным последствиям, распространяющимся на психическое развитие младенца.
С 6-месячного возраста в ознакомление с объектами внешнего мира включаются дополнительно к зрительной другие анализаторные системы. К раннему рассматриванию сначала предметов, потом своих рук начинает присоединяться дотягивание, толкание игрушек, а с момента раскрытия ладони - захватывание, ощупывание, что существенно дополняет чисто зрительные впечатления и облегчает опознавание предметов. Так, младенцы во втором полугодии и особенно к 8 мес. возрасту после ощупывания невидимого предмета быстрее и точнее узнают его с помощью зрения. Звучащие предметы легче привлекают внимание ребенка и активнее фиксируются.
К шестимесячному возрасту происходят существенные изменения в моторной сфере. Ребенок садится, что расширяет видимое пространство. Развитие координационных возможностей, движений обеими руками способствует манипуляции с предметами, более глубокому ознакомлению с окружающим миром. Шестимесячный возраст рассматривается как своеобразный рубеж, преодоление которого открывает перед ребенком новые возможности.
К 8 мес. жизни произвольность и элементы внутренней регуляции проявляются и во внимании. Ребенок на основе сложившихся элементов индивидуального опыта направляет свое внимание (фиксирует взглядом) прогнозируемое место появления движущегося предмета, исчезнувшего за ширмой, или экспериментатора, спрятавшегося за дверью после игры. Этот вид поведения существенно отличается от наблюдавшегося в первом полугодии жизни, когда исчезнувший из поля зрения предмет исчезал из поля сознания младенца.
В условиях коммуникации развиваются познавательные процессы на сенсорном (восприятие) и моторном (действие) уровне. Первый год жизни особенно отличается по своей результативности в отношении функциональных «приобретений» в перцептивно-когнитивно-эмоциональной сфере. Все эти приобретения в младенческом возрасте базируются на развитии зрительного восприятия, обеспечивающего начальное ознакомление с внешним миром и накопление индивидуального опыта.