Развитие руки как анализатора.

Опубликовано в Детская психология

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Слитность ощущений новорожденно­го, как правильно предполагал И. М. Сеченов, исключа­ет возможность врожденного существования таких слож­ных действий, как смотрение, слышание, ощупывание и т. д., в которых осуществляются акты пространствен­ной ориентации. Всем этим видам деятельности ребенок научается под руководством взрослых. Каждая из них представляет собой сложную систему сенсомоторных ме­ханизмов, соединяющих тот или иной анализатор внеш­ней среды (зрительный, слуховой, тактильный) с двига­тельным аппаратом и его обратными кинестетическими связями.

Историю образования таких систем можно просле­дить на примерах раннего развития глаза и руки. Изве­стно, что глаз — не только чувствующий, но и двигатель­ный аппарат, а рука — не только аппарат рабочих дви­жений, но и орган восприятия (активного осязания). Такими сенсомоторными системами они не являются с момента рождения, а становятся на первом году жизни ребенка, по мере накопления жизненного опыта.

Зрительная регуляция движений рук — ран­нее явление, способствующее формированию направленных предметных действий. Пространство, осваиваемые ребенком посредством глаза и руки, соразмерно расширяется благодаря прогрессу зрительно-моторной координации. Пространство, доступное обзору груд­ного ребенка, вначале не больше 1—2 м в диаметре и имеет примерно форму полушария. Позже, с приобрете­нием способности поворачивать голову и туловище и, на­конец, самостоятельно передвигаться, окружающее про­странство сильно расширяется.

Особое вни­мание ученых обращается на дифференциацию пальцев рук, взаимосвязь анализаторов в этом процессе. В 2 месяца большой палец противопоставляется остальным. В этот же период наблюдается впервые появившуюся фиксацию взора ребен­ка на своей двигающейся руке. Вскоре отмечается фиксация взора на обеих двигающихся ру­ках. Любопытно отметить, что зрительная фиксация на­правлялась именно на движение рук, а не на зажатые в них игрушки. Затем постепенно происходил перенос фик­сации взора с самих рук на предмет, находящийся в ру­ках. Таким образом, образование условно-рефлекторной связи между рукой и глазом (зрительно-моторных связей) отмечается на третьем месяце жизни.

Параллельно с созреванием двигательного аппарата значительно совершенствуется работа кожно-механического анализатора. На прикосновение и давление в раз­ных областях кожи, особенно на поглаживание, ребенок реагирует разнообразными движениями.

На четвертом месяце жизни отмечаются новые явле­ния в области поведения. Руки ребенка не сжаты по­стоянно в кулачки, они разжимаются и сжимаются по хо­ду манипулирования с вещами. Возникают начатки предметных действий. Двигательно-тактильная актив­ность рук резко возрастает и проявляется в повторных прикосновениях к предметам, окружающим ребенка. Это явление обнару­живается только при приведении предметов в движе­ние. Однако ребенок еще не ощупывает находящийся в его руке предмет.

Тактильные и кинестетические ощущения руки еще не образуют единой функциональной системы; как положе­ние тела ребенка, так и слабые связи между зрением и движениями рук ограничивают расстояние между ориен­тировочными (поисковыми) движениями рук и предме­том, к которому тянется ребенок.

На пятом месяце происходят дальнейшие сущест­венные сдвиги в сенсомоторном развитии ребенка, опре­деляемые формированием предметных действий с харак­терной для них системностью произвольных движений, а также более или менее устойчивой зрительной координа­цией. Ребенок, играя, в разнообразных положениях тела берет, удерживает вещи и манипулирует с ними, переме­щает взор с рук на предметы и т. д. В 6 месяцев услож­няется характер манипулирования и возрастает зритель­ная регуляция движений.

До 4 месяцев жизни у ребенка нет какого-либо различия между движениями правой и левой рук. Позже преобладание то той, то другой руки в процессе развития ребенка говорит о том, что хотя асим­метрия и имеет врожденные предпосылки, но на ее раз­витие, на преобладание той или иной руки влияют усло­вия, воздействующие на ребенка в процессе воспитания. Четкую дифференциацию рук, преобладание правой руки можно наблюдать только с переходом ребенка к «стоячему» положению.

Если под действием цеплятельного рефлекса оставить новорожденного ребен­ка висеть на одной руке, то между выносливостью обеих рук не оказывается какого-либо различия. Количество движений правой и левой руки оказывается примерно одинаковым, без видимого превосходства правой руки.  Эти исследования свиде­тельствуют о том, что праворукость не является врож­денным качеством человека.

В ммладенчестве образова­ние функциональной асимметрии рук еще не завершено, и правшество, несмотря на большое число тренировок в процессе воспитания, формируется довольно медленно. В возрасте от 2 до 4 лет количество праворуких действий равно всего 38% от общего числа действий детей этого возраста. Зато в период 4—6 лет это количество достигает уже 75%, т. е. составляет по­давляющее большинство, хотя, впрочем, эта величина свидетельствует о сохранности довольно большого чис­ла леворуких действий у детей, уже ставших правшами, в остальных (учебных и трудовых) действиях. Таким образом,  правше­ство можно  считать  условнорефлекторным явлением.

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Главное меню

  • Главная
  • Возрастная психология. Ответы на экзаменационные вопросы
  •  Возрастная психология, психология развития
  • Детская психология
  • Тематические статьи
  • Ответы к экзамену по Возрастной психологии
  • Ответы к экзамену Возрастная психология
  • Ответы по психологии развития
  • Ответы на билеты по психологии развития
  • Лекции по возрастной психологии
  • Шпаргалки по возрастной психологии
topweddingsthings
Powered by Warp Theme Framework