Развитие руки как анализатора.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Слитность ощущений новорожденного, как правильно предполагал И. М. Сеченов, исключает возможность врожденного существования таких сложных действий, как смотрение, слышание, ощупывание и т. д., в которых осуществляются акты пространственной ориентации. Всем этим видам деятельности ребенок научается под руководством взрослых. Каждая из них представляет собой сложную систему сенсомоторных механизмов, соединяющих тот или иной анализатор внешней среды (зрительный, слуховой, тактильный) с двигательным аппаратом и его обратными кинестетическими связями.
Историю образования таких систем можно проследить на примерах раннего развития глаза и руки. Известно, что глаз — не только чувствующий, но и двигательный аппарат, а рука — не только аппарат рабочих движений, но и орган восприятия (активного осязания). Такими сенсомоторными системами они не являются с момента рождения, а становятся на первом году жизни ребенка, по мере накопления жизненного опыта.
Зрительная регуляция движений рук — раннее явление, способствующее формированию направленных предметных действий. Пространство, осваиваемые ребенком посредством глаза и руки, соразмерно расширяется благодаря прогрессу зрительно-моторной координации. Пространство, доступное обзору грудного ребенка, вначале не больше 1—2 м в диаметре и имеет примерно форму полушария. Позже, с приобретением способности поворачивать голову и туловище и, наконец, самостоятельно передвигаться, окружающее пространство сильно расширяется.
Особое внимание ученых обращается на дифференциацию пальцев рук, взаимосвязь анализаторов в этом процессе. В 2 месяца большой палец противопоставляется остальным. В этот же период наблюдается впервые появившуюся фиксацию взора ребенка на своей двигающейся руке. Вскоре отмечается фиксация взора на обеих двигающихся руках. Любопытно отметить, что зрительная фиксация направлялась именно на движение рук, а не на зажатые в них игрушки. Затем постепенно происходил перенос фиксации взора с самих рук на предмет, находящийся в руках. Таким образом, образование условно-рефлекторной связи между рукой и глазом (зрительно-моторных связей) отмечается на третьем месяце жизни.
Параллельно с созреванием двигательного аппарата значительно совершенствуется работа кожно-механического анализатора. На прикосновение и давление в разных областях кожи, особенно на поглаживание, ребенок реагирует разнообразными движениями.
На четвертом месяце жизни отмечаются новые явления в области поведения. Руки ребенка не сжаты постоянно в кулачки, они разжимаются и сжимаются по ходу манипулирования с вещами. Возникают начатки предметных действий. Двигательно-тактильная активность рук резко возрастает и проявляется в повторных прикосновениях к предметам, окружающим ребенка. Это явление обнаруживается только при приведении предметов в движение. Однако ребенок еще не ощупывает находящийся в его руке предмет.
Тактильные и кинестетические ощущения руки еще не образуют единой функциональной системы; как положение тела ребенка, так и слабые связи между зрением и движениями рук ограничивают расстояние между ориентировочными (поисковыми) движениями рук и предметом, к которому тянется ребенок.
На пятом месяце происходят дальнейшие существенные сдвиги в сенсомоторном развитии ребенка, определяемые формированием предметных действий с характерной для них системностью произвольных движений, а также более или менее устойчивой зрительной координацией. Ребенок, играя, в разнообразных положениях тела берет, удерживает вещи и манипулирует с ними, перемещает взор с рук на предметы и т. д. В 6 месяцев усложняется характер манипулирования и возрастает зрительная регуляция движений.
До 4 месяцев жизни у ребенка нет какого-либо различия между движениями правой и левой рук. Позже преобладание то той, то другой руки в процессе развития ребенка говорит о том, что хотя асимметрия и имеет врожденные предпосылки, но на ее развитие, на преобладание той или иной руки влияют условия, воздействующие на ребенка в процессе воспитания. Четкую дифференциацию рук, преобладание правой руки можно наблюдать только с переходом ребенка к «стоячему» положению.
Если под действием цеплятельного рефлекса оставить новорожденного ребенка висеть на одной руке, то между выносливостью обеих рук не оказывается какого-либо различия. Количество движений правой и левой руки оказывается примерно одинаковым, без видимого превосходства правой руки. Эти исследования свидетельствуют о том, что праворукость не является врожденным качеством человека.
В ммладенчестве образование функциональной асимметрии рук еще не завершено, и правшество, несмотря на большое число тренировок в процессе воспитания, формируется довольно медленно. В возрасте от 2 до 4 лет количество праворуких действий равно всего 38% от общего числа действий детей этого возраста. Зато в период 4—6 лет это количество достигает уже 75%, т. е. составляет подавляющее большинство, хотя, впрочем, эта величина свидетельствует о сохранности довольно большого числа леворуких действий у детей, уже ставших правшами, в остальных (учебных и трудовых) действиях. Таким образом, правшество можно считать условнорефлекторным явлением.