Ориентировочный рефлекс как основа формирования ориентировочной деятельности ребенка.

Опубликовано в Детская психология

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Ориентировочные зрительные и слуховые реакции представляют собой довольно сложную сенсорную деятельность. Они только внешне выглядят как элементарные реакции на новизну. В действительно­сти эти реакции имеют трехфазную структуру. На первой фазе реакция действительно «запускается» внешним аген­том как реакция (что такое?); но продолжается (вторая фаза) как акция, как активный поиск (что с этим можно делать?)  значения в неопределенном сигнале. В процессе этого поиска могут обнаруживаться неожиданные свой­ства. На третьей фазе, когда новый сигнал распоз­нан (третья фаза), ориентировочная акция прекращает­ся. Иначе говоря, ориентировочный поиск продолжается до тех пор (разумеется, в ограниченных пределах вре­мени), пока не наступает закономерный результат этого сенсомоторного действия.

Само зрительное или слуховое восприятие объекта может продолжаться. Сказанное не распространяется на те случаи, когда, например, объект продолжает переме­щаться: тогда мы имеем дело с движениями глаз или го­ловы уже не по механизму ориентировочной реакции, а по механизму безусловного рефлекса движения глаз.

Таким образом, в раннем онтогенезе происходит фор­мирование сложных форм ориентировочной деятельно­сти, являющейся важнейшим компонентом всех форм взаимодействия ребенка со средой. В своем развитии ориентировочная деятельность проходит следующие ста­дии: защитно-оборонительную, стадию сосредоточения, ориентировочно-поисковую, рецепторно-установочную, ориентировочно-исследовательскую, стадию сенсомотор­ного предметного обследования, ориентировочно-продук­тивную, ориентировочно-экстраполяционную, ориентиро­вочно-программирующую.

Но такова лишь феноменологическая последователь­ность стадий развития ориентировочной деятельности. Эта последовательность хотя и объединяется известной преемственностью, однако структура и содержание ори­ентировочных реакций на каждой из указанных стадий, ее роль в психическом развитии, т. е. функциональная значимость, ее физиологические или социальные корни, условия активизации и оптимизации, иногда принципи­ально различны.

На первой оборонительной стадии происходит про­стое дифференцирование внешних воздействий по приз­накам биологической полезности, «опасности» и подлин­ной индифферентности. При этом «квалификация» раз­дражителя происходит по готовым к моменту рождения эталонам. По-видимому, эталонирование происходит на основе динамической системы значений порогов к раз­дражителям своей модальности: свет вызывает защиту глаз, звук — оборонительные рефлексы, бо­левые воздействия — отстранение или крик.

Иногда внешние реакции проявляются в комплексе с ориентировочно-оборонительными, иногда — автоном­но. Их объединение в общую функци­ональную систему, по-видимому, знаменует переход к следующей стадии — сосредоточению. На первой ста­дии — ориентировочно-оборонительной — запускается ча­стично или полностью весь арсенал защитных средств с наиболее действенным для ребенка — криком. Крик — средство сигнальное, ориентированное специально на ро­дительский инстинкт, уже с первых часов жизни дает ощутимый эффект. Ребенок получает пищу, берется на руки (тепло) и т. д., и все действия взрослого, направ­ленные на ребенка, воспринимаются им как результат собственного действия (крика) и быстро закрепляются по механизму условного рефлекса. Крик становится ус­ловным сигналом для достижения желаемых результа­тов во внешней среде (по типу инструментальных ре­флексов). Совершенно очевидно, что иррациональная от­зывчивость взрослых на требовательную сигнализацию ребенка антипедагогична хотя бы потому, что закрепля­ет за криком универсальное и наименее утомительное средство достижения цели, удовлетворения желаний.

Ка,к совершается переход к стадии сосредоточения, которая не только по внешним признакам напоминает ориентировочную реакцию, но и по содержанию выпол­няет функции ориентировки? Здесь еще нет ни рецепторной фиксации сигнала (установка органов чувств), ни его зрительно-слухового поиска. Прогресс, однако, состо­ит в том, что раздражитель теперь хотя не трансформи­руется в защитно-оборонительную реакцию, но и не ос­тается без всякого внимания, как на первой стадии, где индифферентный раздражитель действовал альтернатив­но: или вызывал защитную реакцию, или был подлинно индифферентным.

Стимуляторами такого типа могут быть сигналы лю­бой модальности, но чаще всего неопределенного содер­жания, например: звук, источник которого не виден, из­менение общей освещенности помещения или наступле­ние темноты. Ребенок знает об этих сигналах только то, что они не содержат угрожающей информации.

На основе ориентировочных реакций в раннем воз­расте формируются механизмы активного воздействия ребенка на окружающую среду и вообще механизмы пси­хической активности, в структуру которых входят ожи­дание, поиск и активное достижение результатов собст­венной деятельности. Ориентировочное подкрепление здесь выступает в качестве обратной связи, благодаря которой быстро формируются и легко упрочиваются на­выки и знания.

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Главное меню

  • Главная
  • Возрастная психология. Ответы на экзаменационные вопросы
  •  Возрастная психология, психология развития
  • Детская психология
  • Тематические статьи
  • Ответы к экзамену по Возрастной психологии
  • Ответы к экзамену Возрастная психология
  • Ответы по психологии развития
  • Ответы на билеты по психологии развития
  • Лекции по возрастной психологии
  • Шпаргалки по возрастной психологии
topweddingsthings
Powered by Warp Theme Framework