Ориентировочный рефлекс как основа формирования ориентировочной деятельности ребенка.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Ориентировочные зрительные и слуховые реакции представляют собой довольно сложную сенсорную деятельность. Они только внешне выглядят как элементарные реакции на новизну. В действительности эти реакции имеют трехфазную структуру. На первой фазе реакция действительно «запускается» внешним агентом как реакция (что такое?); но продолжается (вторая фаза) как акция, как активный поиск (что с этим можно делать?) значения в неопределенном сигнале. В процессе этого поиска могут обнаруживаться неожиданные свойства. На третьей фазе, когда новый сигнал распознан (третья фаза), ориентировочная акция прекращается. Иначе говоря, ориентировочный поиск продолжается до тех пор (разумеется, в ограниченных пределах времени), пока не наступает закономерный результат этого сенсомоторного действия.
Само зрительное или слуховое восприятие объекта может продолжаться. Сказанное не распространяется на те случаи, когда, например, объект продолжает перемещаться: тогда мы имеем дело с движениями глаз или головы уже не по механизму ориентировочной реакции, а по механизму безусловного рефлекса движения глаз.
Таким образом, в раннем онтогенезе происходит формирование сложных форм ориентировочной деятельности, являющейся важнейшим компонентом всех форм взаимодействия ребенка со средой. В своем развитии ориентировочная деятельность проходит следующие стадии: защитно-оборонительную, стадию сосредоточения, ориентировочно-поисковую, рецепторно-установочную, ориентировочно-исследовательскую, стадию сенсомоторного предметного обследования, ориентировочно-продуктивную, ориентировочно-экстраполяционную, ориентировочно-программирующую.
Но такова лишь феноменологическая последовательность стадий развития ориентировочной деятельности. Эта последовательность хотя и объединяется известной преемственностью, однако структура и содержание ориентировочных реакций на каждой из указанных стадий, ее роль в психическом развитии, т. е. функциональная значимость, ее физиологические или социальные корни, условия активизации и оптимизации, иногда принципиально различны.
На первой оборонительной стадии происходит простое дифференцирование внешних воздействий по признакам биологической полезности, «опасности» и подлинной индифферентности. При этом «квалификация» раздражителя происходит по готовым к моменту рождения эталонам. По-видимому, эталонирование происходит на основе динамической системы значений порогов к раздражителям своей модальности: свет вызывает защиту глаз, звук — оборонительные рефлексы, болевые воздействия — отстранение или крик.
Иногда внешние реакции проявляются в комплексе с ориентировочно-оборонительными, иногда — автономно. Их объединение в общую функциональную систему, по-видимому, знаменует переход к следующей стадии — сосредоточению. На первой стадии — ориентировочно-оборонительной — запускается частично или полностью весь арсенал защитных средств с наиболее действенным для ребенка — криком. Крик — средство сигнальное, ориентированное специально на родительский инстинкт, уже с первых часов жизни дает ощутимый эффект. Ребенок получает пищу, берется на руки (тепло) и т. д., и все действия взрослого, направленные на ребенка, воспринимаются им как результат собственного действия (крика) и быстро закрепляются по механизму условного рефлекса. Крик становится условным сигналом для достижения желаемых результатов во внешней среде (по типу инструментальных рефлексов). Совершенно очевидно, что иррациональная отзывчивость взрослых на требовательную сигнализацию ребенка антипедагогична хотя бы потому, что закрепляет за криком универсальное и наименее утомительное средство достижения цели, удовлетворения желаний.
Ка,к совершается переход к стадии сосредоточения, которая не только по внешним признакам напоминает ориентировочную реакцию, но и по содержанию выполняет функции ориентировки? Здесь еще нет ни рецепторной фиксации сигнала (установка органов чувств), ни его зрительно-слухового поиска. Прогресс, однако, состоит в том, что раздражитель теперь хотя не трансформируется в защитно-оборонительную реакцию, но и не остается без всякого внимания, как на первой стадии, где индифферентный раздражитель действовал альтернативно: или вызывал защитную реакцию, или был подлинно индифферентным.
Стимуляторами такого типа могут быть сигналы любой модальности, но чаще всего неопределенного содержания, например: звук, источник которого не виден, изменение общей освещенности помещения или наступление темноты. Ребенок знает об этих сигналах только то, что они не содержат угрожающей информации.
На основе ориентировочных реакций в раннем возрасте формируются механизмы активного воздействия ребенка на окружающую среду и вообще механизмы психической активности, в структуру которых входят ожидание, поиск и активное достижение результатов собственной деятельности. Ориентировочное подкрепление здесь выступает в качестве обратной связи, благодаря которой быстро формируются и легко упрочиваются навыки и знания.