Совместная деятельность ребенка и взрослого.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
В результате ряда экспериментальных исследований было показано, что для овладения ребенком различными действиями операциями наиболее благоприятна совместная деятельность ребенка и взрослого. Совместная деятельность представляет собой процесс, не имеющий строго определенных пространственно-временных границ. Ее отдельный ограниченный в пространстве и времени эпизод (относительно самостоятельный «отрезок»), называется действием. Совместным является такое действие, цель которого (предвосхищаемый результат) для всех участников совпадает (или кто-либо из участников вообще не сознательной имеет цели).
При переходе к младенческому возрасту (первый год жизни) деятельность по поддержанию привычных условий жизни теряет статус ведущей. Складывается новая ведущая деятельность, содержанием которой является общение взрослого и ребенка. Функции ребенка и взрослого в такой деятельности — это функции партнеров по общению. Соответственно, и их функционирование представлено сходными проявлениями: взаимными улыбками, вокализациями и т.п.
В психической регуляции функционирования ребенка доминирующим становится мотив общения. Первоначально он представляет собой разновидность мотива сохранения привычных условий жизни: присутствие общающегося взрослого выступает как один из элементов привычной ситуации удовлетворения потребностей. Со временем мотив общения приобретает самостоятельность.
Мотив общения имеет внешнюю адресацию и выражается в различных проявлениях, непосредственно направленных на взрослого: улыбке, смехе, плаче и т.п. Общаясь, ребенок все время смотрит на взрослого. Взрослый становится тем внешним объектом, в котором конкретизирован мотив, т.е. целью отдельных актов общения. Этим определяются центральные психологические новообразования младенческого периода. К ним относятся предметный образ и эмоции нового типа: определяемые не только мотивом, но и целью (положительные — при ее наличии в поле зрения, отрицательные — при отсутствии). В дальнейшем наряду с лицом взрослого ребенок начинает выделять и другие объекты — в частности, игрушки. Манипуляции с ними становятся средством общения со взрослым. Ребенок начинает использовать и другие средства общения: лепет, жесты. Таким образом, общение теряет свой непосредственный характер и превращается в «деловое».