Образование условных связей на словесные раздражители.

Опубликовано в Детская психология

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Значительным фактом в ходе развития высшей нерв­ной деятельности ребенка первых 3 лет является становление и развитие второй сигнальной системы. Однако исследования И.П.Павлова показали, что человеческий мозг обладает способностью устанавливать связи и реагировать не только на непосредственные внешние раздражения (от предметов, действий, явлений, звуков и т. п.), но и на слова, их заменяющие. Эту спо­собность И.П.Павлов назвал второй сигнальной систе­мой.

Дети рано реагируют на слова взрослых. Прежде все­го они начинают «понимать» речь взрослых. Пользуясь словом, можно вызывать у ребенка те или иные дейст­вия, разученные путем непосредственного показа в соче­тании со словом. Так, ребенок 8 месяцев находит пред­мет при словах: «Где ляля?», а услышав «Дай мяч», вы­полняет действие. Однако в этом возрасте слова еще не имеют специфических свойств второй сигнальной систе­мы, так как не являются обобщенными. Слова «ляля», «мяч» в данном возрасте относятся лишь к определенным кон­кретным предметам, на которых разучивались эти слова, и если в манеж положить, новую куклу, отличающуюся по внешнему виду, или другой величнны и окраски мяч, то ребенок их не возьмет. Он не отнесет эти слова к дан­ным предметам. Слова «ляля», «мяч» для ребенка такого возраста являются лишь обозначением, названием двух конкретных предметов.

Однако уже в конце 1-го года некоторые слова начи­нают приобретать   обобщенный   характер, становятся многообъемлющими сигналами, т. е. специфическими раздражителями второй сигналь­ной системы, имеющими функцию обобщения и отвлече­ния. Например, при правильном воспитании уже у 10— 11-месячного ребенка одни и те же слова могут относить­ся к самым разнообразным по виду предметам, обладаю­щим неодинаковыми физическими свойствами, различ­ным по цвету, размеру, тяжести, но имеющим общее зна­чение, общую функцию. Например, несмотря на большое различие во внешности, небольшая серая резиновая кук­ла и кукла-матрешка становятся «лялей». В слове «ляля» происходят «отвлечение» от многих несущественных кон­кретных физических свойств (цвет, величина) и выделе­ние существенных для этого предмета признаков, отли­чающих данный предмет от остальных. На основании вы­деления общих существенных признаков и происходит обобщение.

При словах: «Где собачка?» ребенок укажет и на пу­шистую большую собаку, и на небольшую целлулоидную собачку, и даже на картинку с изображением собаки. Все это говорит о начале функционирования высшего уровня нервной деятельности второй сигнальной систе­мы, развитие которой стало возможным на основе боль­ших накоплений чувственного опыта (т. Е. первой сиг­нальной системы), приобретенного ребенком на протя­жении 1-го года жизни в результате многократного соче­тания непосредственных раздражений с их словесными обозначениями.

На протяжении второго полугодия 1-го года происходит развитие сенсорной речи. Речь взрослого, сна­чала даже только голос его, уже в первые месяцы является наиболее сильным раздражителем для ребенка, с голосом человека очень рано связывается много приятных ощущений. Подойдя к кричащему малышу, мать ласково говорит с ним, кладет его на живот, и он успокаивается. Когда ребенок становится старше, он получает удовольствие от того, что с ним занимаются, разговари­вают, дают игрушку и т. п. Ласковый разговор взрослых - вызывает у ребенка положительные эмоции. Речь взрос­лых у детей второго полугодия 1-го года усиливает ориен­тировочную реакцию. Если взрослый сопровождает речью показ какого-либо предмета или действия, у детей повы­шается к ним интерес. Разговор взрослого может вызвать более длительное сосредоточение ребенка, усилить его внимание. По мере того как дети начинают понимать все большее количество слов, усиливается их контакт с окру­жающими людьми.

Таким образом, ребенок довольно длительное время безразличен к смысловому значению слова. К концу первого года жизни он реагирует на знакомое слово уже независимо от наличия остальных компонен­тов ситуации.

М.М.Кольцова показала, что слово становится сигналом тем скорее, чем больше разнообразных связей установлено между данным словом и обозначаемым им предметом. При этом наиболее быстро у детей (от 10 месяцев до года) устанавливается связь с тактильно-кинестезическим раздражителем. Медленнее образуются связи на звуковой раздражитель и еще медленнее — на сочетание слова со зрительным раздражителем .

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Главное меню

  • Главная
  • Возрастная психология. Ответы на экзаменационные вопросы
  •  Возрастная психология, психология развития
  • Детская психология
  • Тематические статьи
  • Ответы к экзамену по Возрастной психологии
  • Ответы к экзамену Возрастная психология
  • Ответы по психологии развития
  • Ответы на билеты по психологии развития
  • Лекции по возрастной психологии
  • Шпаргалки по возрастной психологии
topweddingsthings
Powered by Warp Theme Framework