Образование условных связей на словесные раздражители.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Значительным фактом в ходе развития высшей нервной деятельности ребенка первых 3 лет является становление и развитие второй сигнальной системы. Однако исследования И.П.Павлова показали, что человеческий мозг обладает способностью устанавливать связи и реагировать не только на непосредственные внешние раздражения (от предметов, действий, явлений, звуков и т. п.), но и на слова, их заменяющие. Эту способность И.П.Павлов назвал второй сигнальной системой.
Дети рано реагируют на слова взрослых. Прежде всего они начинают «понимать» речь взрослых. Пользуясь словом, можно вызывать у ребенка те или иные действия, разученные путем непосредственного показа в сочетании со словом. Так, ребенок 8 месяцев находит предмет при словах: «Где ляля?», а услышав «Дай мяч», выполняет действие. Однако в этом возрасте слова еще не имеют специфических свойств второй сигнальной системы, так как не являются обобщенными. Слова «ляля», «мяч» в данном возрасте относятся лишь к определенным конкретным предметам, на которых разучивались эти слова, и если в манеж положить, новую куклу, отличающуюся по внешнему виду, или другой величнны и окраски мяч, то ребенок их не возьмет. Он не отнесет эти слова к данным предметам. Слова «ляля», «мяч» для ребенка такого возраста являются лишь обозначением, названием двух конкретных предметов.
Однако уже в конце 1-го года некоторые слова начинают приобретать обобщенный характер, становятся многообъемлющими сигналами, т. е. специфическими раздражителями второй сигнальной системы, имеющими функцию обобщения и отвлечения. Например, при правильном воспитании уже у 10— 11-месячного ребенка одни и те же слова могут относиться к самым разнообразным по виду предметам, обладающим неодинаковыми физическими свойствами, различным по цвету, размеру, тяжести, но имеющим общее значение, общую функцию. Например, несмотря на большое различие во внешности, небольшая серая резиновая кукла и кукла-матрешка становятся «лялей». В слове «ляля» происходят «отвлечение» от многих несущественных конкретных физических свойств (цвет, величина) и выделение существенных для этого предмета признаков, отличающих данный предмет от остальных. На основании выделения общих существенных признаков и происходит обобщение.
При словах: «Где собачка?» ребенок укажет и на пушистую большую собаку, и на небольшую целлулоидную собачку, и даже на картинку с изображением собаки. Все это говорит о начале функционирования высшего уровня нервной деятельности второй сигнальной системы, развитие которой стало возможным на основе больших накоплений чувственного опыта (т. Е. первой сигнальной системы), приобретенного ребенком на протяжении 1-го года жизни в результате многократного сочетания непосредственных раздражений с их словесными обозначениями.
На протяжении второго полугодия 1-го года происходит развитие сенсорной речи. Речь взрослого, сначала даже только голос его, уже в первые месяцы является наиболее сильным раздражителем для ребенка, с голосом человека очень рано связывается много приятных ощущений. Подойдя к кричащему малышу, мать ласково говорит с ним, кладет его на живот, и он успокаивается. Когда ребенок становится старше, он получает удовольствие от того, что с ним занимаются, разговаривают, дают игрушку и т. п. Ласковый разговор взрослых - вызывает у ребенка положительные эмоции. Речь взрослых у детей второго полугодия 1-го года усиливает ориентировочную реакцию. Если взрослый сопровождает речью показ какого-либо предмета или действия, у детей повышается к ним интерес. Разговор взрослого может вызвать более длительное сосредоточение ребенка, усилить его внимание. По мере того как дети начинают понимать все большее количество слов, усиливается их контакт с окружающими людьми.
Таким образом, ребенок довольно длительное время безразличен к смысловому значению слова. К концу первого года жизни он реагирует на знакомое слово уже независимо от наличия остальных компонентов ситуации.
М.М.Кольцова показала, что слово становится сигналом тем скорее, чем больше разнообразных связей установлено между данным словом и обозначаемым им предметом. При этом наиболее быстро у детей (от 10 месяцев до года) устанавливается связь с тактильно-кинестезическим раздражителем. Медленнее образуются связи на звуковой раздражитель и еще медленнее — на сочетание слова со зрительным раздражителем .