Восприятие и развитие речи.
Роль воспитателя в развитии восприятия особенно увеличивается с развитием речи детей. Направляя словом восприятие ребенка на наиболее существенные признаки предметов, словесно обозначая видимые явления, взрослые помогают понять смысл, выделить главное, обобщить, т. е. способствуют переходу ребенка от чисто чувственного восприятия (когда он воспринимает своими органами чувств только физические качества предметов) к пониманию смысла воспринимаемых явлений, установлению связей между отдельными явлениями, т. е. к развитию различных мыслительных процессов.
При помощи речи воспитателя в большой степени происходит усложнение игры, воспитание навыков, формирование знаний об окружающих предметах, явлениях. Необходимо уделять внимание всем сторонам речи: развивать понимание речи окружающих, увеличивать объем словаря, развивать грамматическое построение речи, совершенствовать произношение и выразительность речи, навыки культуры речи и развивать все функции речи — обобщение, пользование речью в общении с окружающими и пользование речью как средством познания.
Темп развития речи детей больше, чем все остальное, зависит от условий воспитания и главным образом от непосредственных воздействий взрослых. Для своевременного развития речи прежде всего необходимо обеспечить достаточное разнообразие внешней среды, предоставить возможность получать различные впечатления от действий взрослых, явлений природы и разнообразно действовать, т. е. обогатить чувственный опыт ребенка. Для того чтобы эти впечатления и действия, производимые ребенком, способствовали развитию речи, необходимо сопровождать их словесными объяснениями, давать им словесные определения, т. е. правильно сочетать с речью, установив непосредственную связь слова с действием, явлением, предметом.
Так как речь развивается в процессе общения со взрослыми, то необходимо: 1) обеспечить частое общение воспитателя с каждым ребенком и 2) воспитать у ребенка потребность в общении со взрослыми и детьми. Каждое общение нужно использовать для того, чтобы поговорить с ребенком, объяснить что-то, спросить его и т. п. Помимо частого индивидуального общения воспитателя с детьми в быту и во время самостоятельной игры детей, нужны специальные занятия, цель которых — развитие той или иной стороны речи. Хорошим средством развития речи является рассматривание картинок, слушание стихов, чтение народных коротких шуток-прибауток, пение. Для того чтобы воспитать у детей потребность часто общаться с воспитательницей при помощи речи, следует стараться положительно удовлетворять каждое инициативное обращение ребенка ко взрослому. Потребность в общении со взрослым формируется рано, однако легко может угаснуть, если взрослые часто не реагируют на нее. Очень важным условием развития речи является развитие слуха и слухового сосредоточения. Надо научить ребенка хорошо слышать, правильно воспринимать и различать звуки, уметь прислушиваться. Для этого надо поддерживать спокойную, тихую обстановку в детской комнате. Шум, крик мешают хорошо различать звуки, слова, что может служить причиной плохого произношения. Неточно восприняв то или иное слово, ребенок неправильно его повторяет, вследствие чего это слово закрепляется. Следует обращать внимание на культуру речи детей — приучить говорить спокойно, не спеша, не громко, не перебивать взрослого и т. п.