Темп созревания.

Опубликовано в Детская психология

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Рассмотренные критерии представляли собой качественный аспект развития ребенка, количественной характеристикой развития является понятие темпа развития. Темп характеризует интенсивность процессов возрас­тного развития ЦНС и других систем организма на отдельных отрезках онтогенеза. По некоторым представлениям темп возрас­тных преобразований изменяется в ходе развития, и ребенок переживает периоды ускорения и замедления биологического созрева­ния.

Наличие критериев для оценки зрелости организма ребенка на каждом возрастном этапе позволя­ет говорить о существовании возрастной нормы. Типичный для каждого этапа онтогенеза уровень развития функций организма определяет средние нормативные показатели, а стандартные от­клонения — их диапазон. Отклонения от средних показателей связаны с индивидуальными различиями в уровне зрелости этих систем. Таким образом, норму можно рассматривать как диапазон колебаний, как конкретную исторически обусловленную систему показателей данной популя­ции, в пределах которой существует многообразие индивидуаль­ных вариантов развития.

Наряду с индивидуальными чрезвычайно выражены половые раз­личия в темпах созревания: у девочек созревание идет быстрее, соответственно этому имеют место половые различия по целому ряду показателей, свидетельствующие о более раннем наступлении зрело­сти у девочек.

Значительные индивидуальные колебания в темпах роста и развития дали основания для введения такого понятия, как биологический возраст. Нередко нужно объединять детей не по календарному (паспортному) возрасту, а с уче­том реально существующих различий в их развитии. У большинства детей биологический и календарный возраст совпадают. Однако неред­ко встречаются дети, у которых биологический возраст опережает ка­лендарный или отстает от него.

Основными критериями биологического возраста считаются: 1) зрелость, оцениваемая по срокам прорезывания молочных и посто­янных зубов; 2) скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета); 3) зрелость, оцениваемая по срокам наступления вторич­ных половых признаков. Оценка биологического возраста проводится путем сопоставления соответствующих показателей развития обследуемого ребенка со стандартами, характерными для данной возрастной, половой и этни­ческой группы.

Отклонения индивидуального развития сводятся к двум основным типам: акселерации и ретардации развития. Акселерация представляет ускорение физического разви­тия и формирования функциональных систем организма детей и подростков. Различают два вида акселерации — эпохальную и внутригрупповую. Первая определяется как явление, присущее всем де­тям и подросткам в сравнении с предшествующими поколениями. Эпохальная акселерация была заметным явлением в 60—70-е годы XX века. В 80-е годы процесс стабилизировался, а с начала 90-х появились признаки противоположного явления — децелерации раз­вития, т. е. широко наблюдаемого замедления процессов физическо­го созревания детей и подростков. Причины этих явлений (массовой акселерации и децелерации) до конца не изучены.

Внутригрупповая, или индивидуальная, акселерация рассматрива­ется как ускоренное развитие отдельных детей и подростков в опре­деленных возрастных группах. Число таких детей колеблется в пре­делах от 13% до 20% в разных возрастах.

Ретардация развития возникает при задержке физического разви­тия и формирования функциональных систем организма детей и подростков. Число ретардированных детей внутри разных возраст­ных групп составляет в среднем 13%—20%. Ретардация развития может проявляться в разных сферах и иметь разную степень откло­нения от статистической нормы. Необходимо различать ретардацию физического развития и задержку психического развития. Первая может существовать независимо от второй и нередко представляет собой вариант развития в пределах нормы. Описано, например, конституциональное замедление развития, обусловленное факторами наследственности и проявляющееся в отставании всего развития, в том числе полового созревания, на 2—3 года. В конечном итоге эти дети проходят все стадии развития и достигают зрелости, но только с опозданием.

В связи с этим существует особая задача отделить замедленное развитие и созревание как вариант нормы от задержки развития, обусловленной патологическими процессами. Последнее особенно важно учитывать при определении школьной зрелости и готовности к обучению.

Таким образом, от 26% до 40% детей имеют динамику биологи­ческого созревания, отклоняющуюся от средних нормативных данных. По-видимому, можно утверждать, что каждому человеку присущ собственный темп индивидуального развития. Дети, имеющие одинаковый календарный возраст, могут реально находиться на разных этапах возрастного развития.

 

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Главное меню

  • Главная
  • Возрастная психология. Ответы на экзаменационные вопросы
  •  Возрастная психология, психология развития
  • Детская психология
  • Тематические статьи
  • Ответы к экзамену по Возрастной психологии
  • Ответы к экзамену Возрастная психология
  • Ответы по психологии развития
  • Ответы на билеты по психологии развития
  • Лекции по возрастной психологии
  • Шпаргалки по возрастной психологии
topweddingsthings
Powered by Warp Theme Framework