Психофизиологические основы развития речи.

Опубликовано в Детская психология

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Нa основе данных антропологии, нейролингвистики, исследований детской речи Вяч. Вс. Иванов определяет такую общую для филогенеза и онтоге­неза последовательность формирования речевых зон мозга: 1) правополушарные зоны, отвечающие за жестовую семиоти­ку и слова звукового языка; 2) задние зоны левого полушария, отвечающие за словесное наименование отдельных предметов; 3) передние зоны левого полушария, обеспечивающие построение сложных синтаксических структур. Со­ответственно этапы развития коммуни­кации homo sapiens и знаковой деятель­ности ребенка таковы: 1) жестовая речь; 2) звуковые односложные обозначения предметов; 3) соединение слов в пред­ложения.

Обследование детей конца первого и начала второго года жизни показало, что двигательный анализатор играет важную роль в развитии речи; отмечается влияние дви­гательной функции пальцев руки на состояние мозговой деятельности. На­блюдается высокая корреляция между развитием тонких движений пальцев кисти и развитием речи.

Речь возникает благодаря взаимодей­ствию трех участков коры. Один из них — центр Брока — располагается в лобной доле доминирующего полуша­рия. Он передает код соседнему участ­ку мозга, контролирующему мышцы лица, нижней челюсти, языка, неба и гортани, и тем самым приводит в дей­ствие речевой аппарат. Повреждение центра Бока вызывает одну из форм афазии (полной или частичной утраты речи), при которой звуки артикулиру­ются медленно и с трудом.

Второй участок — центр Вернике — расположен в височной доле мозга и обеспечивает понимание речи. Повреж­дение центра Вернике приводит к дру­гой форме афазии — речь, оставаясь беглой, становится бессмысленной. Ду­гообразный пучок нервных волокон, по-видимому, передает слуховые им­пульсы из центра Вернике в центр Брока, что дает возможность повторить вслух услышанное слово.

Третий участок, примыкающий к центру Вернике, носит название угло­вой извилины и занимает ключевое положение в месте смыкания тех частей коры головного мозга, которые заведу­ют зрением, слухом и осязанием, то есть получают информацию из внешнего мира.

Угловая извилина соединена с ними пучками нервных волокон и играет роль своего рода коммутатора, обеспечивая взаимодействия между разными типами поступающих извне сигналов. Например, она позволяет мозгу связать зрительный сигнал, вызванный видом чашки, со слу­ховым сигналом, возникающим, при прикосновении руки и чашки. Решаю­щая важность таких ассоциаций для речи становится особенно наглядной, когда мы наблюдаем, как маленькие дети выучи­вают названия предметов. Получая ответ на вопрос «а что это?», ребенок связывает зрительный образ предмета со звучанием слова и таким образом воспринимает на­звание, автоматически фиксируя в памяти слуховой код этой ассоциации. Этот про­цесс ассоциирования и запоминания представляет собой первый шаг и осно­ву основ приобретения речи.

 Различают такие стороны речевой деятельности, взаимосвязанные между собой, как восприятие, распознавание словесных сигналов, центральная смыс­ловая переработка воспринятого сообще­ния и процессы, побуждающие речевое высказывание. В осуществлении рече­вой деятельности принимают участие оба полушария головного мозга, однако раз­личные отделы коры играют в этом процессе разную роль.

Процесс восприятия и распознавания звуковых словесных сигналов осуществ­ляется при ведущем участии вторичных корковых полей слухового анализатора, преимущественно левого (доминантно­го) полушария головного мозга. Здесь осуществляется звуковой анализ и син­тез речевых сигналов, обеспечивается распознавание фонематического соста­ва речи. Нефонематические параметры звуков, такие как длительность, гром­кость, тембр, мелодичность и др., ана­лизируются в основном в правом полу­шарии головного мозга. Таким образом, речеслуховой анализатор находится в височных долях левого и правого полу­шарий головного мозга.

Грамматизация речи ребенка указы­вает на движущий фактор развития речи — усложненное взаимодействие со средой, ставящее новые коммуникатив­ные задачи, требующие новых адекват­ных средств их обозначения. Основные языковые структуры формируются в активной деятельности ребенка в доречевых актах, в которых младенец отра­жает основные реальные отношения действительности.

Электроэнцефалографические данные свидетельствуют о том, что с расшире­нием сигнального значения слова у ре­бенка существенно меняется картина электрической активности мозга при предъявлении словесных сигналов: уси­ливаются процессы пространственной синхронизации биопотенциалов в ассо­циативных отделах коры — лобных и нижнетеменных, особенно в левом по­лушарии.

Речевая функция в детском возрасте обладает особой пластичностью. У ребенка, уже научившегося говорить, поражение речевой области левого полушария приводит к полной афазии. Однако примерно через год речь восстанавливается. При этом ее центр перемещается в соответ­ствующую зону правого полушария. Такая передача речевого доминирования от левого полушария к правому возможна лишь до 10-летнего возраста. После этого способность к формиро­ванию центра речи в любом из полушарий утрачивается. Возмож­ных причин здесь две: во-первых, развитие базовых нейронных се­тей, необходимых для становления речи (а позже - для изучения второго языка), после 10 лет, по-видимому, уже не происходит; во-вторых, соответствующие области недоминантного в отношении речи полушария к этому возрасту уже начинают выполнять другие функции, в частности ориентации в пространстве, осознания раз­меров тела и его положения в окружающей среде. Однако пластичность головного мозга, обеспечивающая восста­новление речи в детском возрасте, дается недаром. У больных, чье правое полушарие вследствие поражения левого приняло на себя, кроме указанных неречевых, еще и речевые функции, общие умст­венные и речевые способности ниже, чем у здоровых людей.

Таким образом, постепенно в жизнен­ном опыте ребенка формируются раз­личные уровни обобщения предметов и действий словом, в результате чего от­ражение действительности становится широким и сложным. Однако при не­благоприятных условиях обобщающая функция слова может претерпеть обрат­ное развитие и быть утрачена. Слово как «сигнал сигналов», следовательно, нахо­дится в постоянном развитии и не мо­жет рассматриваться как нечто неизмен­ное, раз и навсегда данное. Огромное влияние на динамику развития сигналь­ного значения слова оказывают условия жизни и воспитания ребенка, иначе го­воря, выявляется тесное взаимодействие биологических и социальных факторов.

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Главное меню

  • Главная
  • Возрастная психология. Ответы на экзаменационные вопросы
  •  Возрастная психология, психология развития
  • Детская психология
  • Тематические статьи
  • Ответы к экзамену по Возрастной психологии
  • Ответы к экзамену Возрастная психология
  • Ответы по психологии развития
  • Ответы на билеты по психологии развития
  • Лекции по возрастной психологии
  • Шпаргалки по возрастной психологии
topweddingsthings
Powered by Warp Theme Framework