Психофизиологические основы развития речи.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Нa основе данных антропологии, нейролингвистики, исследований детской речи Вяч. Вс. Иванов определяет такую общую для филогенеза и онтогенеза последовательность формирования речевых зон мозга: 1) правополушарные зоны, отвечающие за жестовую семиотику и слова звукового языка; 2) задние зоны левого полушария, отвечающие за словесное наименование отдельных предметов; 3) передние зоны левого полушария, обеспечивающие построение сложных синтаксических структур. Соответственно этапы развития коммуникации homo sapiens и знаковой деятельности ребенка таковы: 1) жестовая речь; 2) звуковые односложные обозначения предметов; 3) соединение слов в предложения.
Обследование детей конца первого и начала второго года жизни показало, что двигательный анализатор играет важную роль в развитии речи; отмечается влияние двигательной функции пальцев руки на состояние мозговой деятельности. Наблюдается высокая корреляция между развитием тонких движений пальцев кисти и развитием речи.
Речь возникает благодаря взаимодействию трех участков коры. Один из них — центр Брока — располагается в лобной доле доминирующего полушария. Он передает код соседнему участку мозга, контролирующему мышцы лица, нижней челюсти, языка, неба и гортани, и тем самым приводит в действие речевой аппарат. Повреждение центра Бока вызывает одну из форм афазии (полной или частичной утраты речи), при которой звуки артикулируются медленно и с трудом.
Второй участок — центр Вернике — расположен в височной доле мозга и обеспечивает понимание речи. Повреждение центра Вернике приводит к другой форме афазии — речь, оставаясь беглой, становится бессмысленной. Дугообразный пучок нервных волокон, по-видимому, передает слуховые импульсы из центра Вернике в центр Брока, что дает возможность повторить вслух услышанное слово.
Третий участок, примыкающий к центру Вернике, носит название угловой извилины и занимает ключевое положение в месте смыкания тех частей коры головного мозга, которые заведуют зрением, слухом и осязанием, то есть получают информацию из внешнего мира.
Угловая извилина соединена с ними пучками нервных волокон и играет роль своего рода коммутатора, обеспечивая взаимодействия между разными типами поступающих извне сигналов. Например, она позволяет мозгу связать зрительный сигнал, вызванный видом чашки, со слуховым сигналом, возникающим, при прикосновении руки и чашки. Решающая важность таких ассоциаций для речи становится особенно наглядной, когда мы наблюдаем, как маленькие дети выучивают названия предметов. Получая ответ на вопрос «а что это?», ребенок связывает зрительный образ предмета со звучанием слова и таким образом воспринимает название, автоматически фиксируя в памяти слуховой код этой ассоциации. Этот процесс ассоциирования и запоминания представляет собой первый шаг и основу основ приобретения речи.
Различают такие стороны речевой деятельности, взаимосвязанные между собой, как восприятие, распознавание словесных сигналов, центральная смысловая переработка воспринятого сообщения и процессы, побуждающие речевое высказывание. В осуществлении речевой деятельности принимают участие оба полушария головного мозга, однако различные отделы коры играют в этом процессе разную роль.
Процесс восприятия и распознавания звуковых словесных сигналов осуществляется при ведущем участии вторичных корковых полей слухового анализатора, преимущественно левого (доминантного) полушария головного мозга. Здесь осуществляется звуковой анализ и синтез речевых сигналов, обеспечивается распознавание фонематического состава речи. Нефонематические параметры звуков, такие как длительность, громкость, тембр, мелодичность и др., анализируются в основном в правом полушарии головного мозга. Таким образом, речеслуховой анализатор находится в височных долях левого и правого полушарий головного мозга.
Грамматизация речи ребенка указывает на движущий фактор развития речи — усложненное взаимодействие со средой, ставящее новые коммуникативные задачи, требующие новых адекватных средств их обозначения. Основные языковые структуры формируются в активной деятельности ребенка в доречевых актах, в которых младенец отражает основные реальные отношения действительности.
Электроэнцефалографические данные свидетельствуют о том, что с расширением сигнального значения слова у ребенка существенно меняется картина электрической активности мозга при предъявлении словесных сигналов: усиливаются процессы пространственной синхронизации биопотенциалов в ассоциативных отделах коры — лобных и нижнетеменных, особенно в левом полушарии.
Речевая функция в детском возрасте обладает особой пластичностью. У ребенка, уже научившегося говорить, поражение речевой области левого полушария приводит к полной афазии. Однако примерно через год речь восстанавливается. При этом ее центр перемещается в соответствующую зону правого полушария. Такая передача речевого доминирования от левого полушария к правому возможна лишь до 10-летнего возраста. После этого способность к формированию центра речи в любом из полушарий утрачивается. Возможных причин здесь две: во-первых, развитие базовых нейронных сетей, необходимых для становления речи (а позже - для изучения второго языка), после 10 лет, по-видимому, уже не происходит; во-вторых, соответствующие области недоминантного в отношении речи полушария к этому возрасту уже начинают выполнять другие функции, в частности ориентации в пространстве, осознания размеров тела и его положения в окружающей среде. Однако пластичность головного мозга, обеспечивающая восстановление речи в детском возрасте, дается недаром. У больных, чье правое полушарие вследствие поражения левого приняло на себя, кроме указанных неречевых, еще и речевые функции, общие умственные и речевые способности ниже, чем у здоровых людей.
Таким образом, постепенно в жизненном опыте ребенка формируются различные уровни обобщения предметов и действий словом, в результате чего отражение действительности становится широким и сложным. Однако при неблагоприятных условиях обобщающая функция слова может претерпеть обратное развитие и быть утрачена. Слово как «сигнал сигналов», следовательно, находится в постоянном развитии и не может рассматриваться как нечто неизменное, раз и навсегда данное. Огромное влияние на динамику развития сигнального значения слова оказывают условия жизни и воспитания ребенка, иначе говоря, выявляется тесное взаимодействие биологических и социальных факторов.