Усвоение правил взаимоотношений людей и формирование притязаний на признание.

Опубликовано в Детская психология

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Начиная с полутора лет, оценка поведения ребенка взрослыми становится одним из важных источников его чувств. Похвала, одобрение окружающих вызывают у детей чувство гордости, и они пытаются заслужить положительную оценку, демонстрируя взрослым свои достижения.

Несколько позднее, чем чувство гордости, ребенок начинает испытывать чувство стыда в случаях если его действия не оправдывают ожиданий взрослых, порицаются ими. Чаще всего ребенку становится стыдно, если он неправильно произносит слова, ошибается, читая стихи, и т. п. Но постепенно он начинает стыдиться и не одобряемых взрослыми поступков, когда ему специально указывают на них, стыдят его. В некоторых случаях чувство стыда может быть настолько сильным, что перевешивает другие побуждения и заставляет ребенка отказаться от привлекательной игрушки или совершить какой-либо другой трудный для него поступок. Развитие самоуважения, чувства гордости я стыда не означает, что ребенок под их влиянием систематически контролирует свои поступки. .К такому контролю он еще не способен.

Социальное развитие ребенка идет по двум направлениям: через усвоение правил взаимоотношений людей друг с другом и через взаимодействие ребенка с предметом в мире постоянных вещей. Этот процесс осуществляется через посредника (старшего) и соучастника усвоения социальных норм (ровесника).

Отношения со старшим возникают у ребенка практически сразу — в младенчестве. Несколько позднее устанавливаются отношения с ровесником. С возрастом обе формы поведения сливаются в единую, которая и закрепляется как зависимость от объекта общения. На фоне этой прямой зависимости ребенка от старшего в условиях преимущественно положительных отношений и происходит усвоение первичных норм поведения.

Особенности социального поведения у детей раннего возраста проявляются 3 двух феноменах, зависимых друг от друга.

Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) - феномен общения, заключающийся в пособности человека к непроизвольному (вопреки сознательному контролю) переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. За счет того, что индивид начинает разделять настроения другого человека, достигается большее взаимопонимание.

Способность угадывать эмоциональное состояние другого проявляется в поведении ребенка, который видит обиженного или огор­ченного человека. Ребенок не только понимает эмоции другого, но и реагирует на них.

В одном из исследований матерей попросили вести ежедневные записи о поведении своих детей. Полученные данные свидетельствовали о суще­ственных изменениях, происходящих в поведении детей к концу 2-го года жизни.  В этот период дети все чаще обнимают и целуют того, кто был обижен, предлагают свои игрушки или угощение. в начале 2-го года жизни.

Это отзывчивое, просоциальное поведение (от лат. рrо - приставка, обозначающая действующего в интересах кого-то и socialis – общественный) - поведение индивида, которое ориентировано на благо социальных групп, противоположно антисоциальному поведению.

Случаи из жизни дают ясное представление об эмпатии в раннем возрасте Пример не по годам развитой эмпатии приводят Дам и Кендрик. Пятнадцатимесячный мальчик Лен находился в саду со своим братом. Лен был крепким малышом и часто играл с родителями в забавную для всех игру. Смешно ковыляя, он задирал футболку, показывая голый живот. В тот день брат Лена упал и начал отчаянно рыдать. Посмотрев свысока на брата, Лен подошел к нему и, задрав футболку, показал живот, будто пытаясь вызвать смех и таким об­разом смягчить негативные переживания.

Нарушение правил поведения.

Переходя из младенчества в детство, дети все чаще испытывают интерес к нару­шению правил, установленных взрослыми, и к действиям, вызывающим у других возмущение и неодобрение. Нередко можно наблюдать, как 2-летний ребенок в присутствии сиблингов или родителей испытывает всевозможные варианты при­емлемого поведения. Двухлетним детям нравятся шутки, связанные с нарушени­ем норм, касающихся отношений любви (например, «Я тебя не люблю, мамочка!») или полоролевого поведения, послушания, честности, отношения к ошибкам дру­гих людей или заведенному в семье распорядку (например, принятие пищи в пи­жаме, если это не приветствуется в данной семье).

В возрасте 2 лет дети начинают расценивать действия и собы­тия как хорошие или плохие и нередко расстраиваются, если события не соответ­ствуют усвоенным ими нормам. Эта способность формируется у детей всех куль­тур, поскольку, вероятно, ее появление обусловлено происходящими в этом воз­расте изменениями, связанными с когнитивным развитием.

Один из исследователей навещал четырех детей каждые две недели, начиная с того вре­мени, когда им было по 13 месяцев и до исполнения 23 месяцев, и каждый раз реги­стрировал особенности их поведения. В период между 15-м и 17-м месяцами жизни все дети внезапно начали проявлять интерес к сломанным или ис­пачканным вещам и нарушению установленных взрослыми правил, а также непро­извольно улыбаться при успешном выполнении заданий. Возраст, в котором по­явились эти реакции, был одинаков, несмотря на то что дети воспитывались в раз­ных семьях. Использование детьми эталонов в оценке событий и поведения является пред­посылкой усвоения ими норм нравственности

Приемы формирования у детей положительных взаимоотношении со взрослыми и детьми.

Для создания положительного отношения детей друг к другу следует предупреждать возникновение между ними конфликтов. Надо следить, чтобы дети не собира­лись в одном месте и не мешали друг другу, чтобы у них было достаточное количество игрушек. В этом возрасте нельзя постоянно требовать от детей: «Играйте вместе». Без непосредственного участия взрослого им еще трудно играть вместе. Воспитывать дружеские взаимоотношения можно привлекая внимание детей друг к другу), давая посильные поручения), направляя совместную игру. В этом воз­расте ребенок может хорошо понимать значение слов «нельзя» и «можно» (нельзя играть некоторыми вещами, ломать игрушки, отнимать их, кричать и т. д.).

Для воспитания положительных взаимоотношений и правил поведения необходимо закреплять положительные действия ребенка (похвалить, выполнить его просьбу, по­мочь ему) и не закреплять отрицательные (например, если он отнял у другого игрушку, то ни в коем случае не давать ему ее; если он ударил другого, то выразить яв­ное неудовольствие).

Надо вырабатывать у детей умение выполнять требования взрослых, но требования должны быть посильные: «Сядь на свое место», «Подожди, сна­чала одену Танечку, а потом тебя». Нельзя заставлять ребенка спокойно, не двигаясь, стоять или долго сидеть, ничего не делая.

Поведение взрослых должно быть об­разцом для подражания. У ребенка рано формиру­ется способность подражать тому, что они видят, слы­шат. Он воспроизводит движения, действия окружающих, повторяет услышанные им звуки, слова. Способность под­ражать имеет большое положительное значение в про­цессе развития, воспитания и обучения. Пользуясь этой способностью, значительно легче обучить ребенка необ­ходимым полезным действиям и правилам поведения. Дети перенимают от родителей тон речи, харак­тер движений.

 Если воспитательница и все окружающие взрослые вежливы, всегда спокойно разговаривают, при необходимости проявляют сочувствие, оказывают по­мощь, то воспитать аналогичное поведение во взаимоот­ношениях у детей значительно легче. Наоборот, нельзя воспитывать у детей навыки культурного поведения, если, например, родители неряшливы, разбрасывают свою одежду, ложатся одетыми на кровать, едят фрукты, пред­варительно не вымыв их, и т. п.

Дети будут грубыми, раздражительными, если окру­жающие взрослые сами проявляют отрицательные каче­ства. Желая выработать у ребенка те или иные правила культурного поведения, взрослые должны вести себя со­ответствующим образом и не допускать в присутствии детей такие поступки, формы поведения и не произносить такие слова, закрепление которых у детей нежелатель­но. Переделать сформировавшиеся привычки в этом воз­расте трудно. Поэтому воспитывать следует то, что мы считаем положительным, чтобы в дальнейшем не приш­лось с трудом перевоспитывать ребенка. Для того чтобы положительные примеры-поведения детей и окружающих взрослых чаще воспроизводились детьми, надо активно направлять внимание ребенка на положительные поступ­ки товарищей («посмотри, как Коля аккуратно поставил свои ботинки»), активно вызывать подражание им («ви­дишь, Зиночка помогает Анне Павловне, и ты помоги ей»). Учитывая свойственную детям легкость подража­ния, не следует обращать внимание всех детей на отри­цательные поступки других. Неправильно, когда меди­цинская сестра, увидя, что один ребенок забрался на стол, говорит: «Смотрите, что Сережа делает». Такой прием часто вызывает у некоторых детей аналогичное действие.

Для того чтобы подражание не было только механи­ческим воспроизведением действий, следует по возмож­ности в доступной форме пояснять целесообразность и смысл тех или иных положительных действий, например: «Вытри ноги, а то пол испачкаешь».

Пример окружающих имеет большое значение в воспитании ребенка, однако одного примера совершенно не­достаточно. Навыки, все формы поведения закрепляются только в деятельности, путем неоднократных упражнений, поэтому для воспитания любого навыка или за­крепления той или иной положительной формы поведе­ния нужно на глазах у детей не только самим всегда вести себя соответствующим образом, но как можно чаще упражнять ребенка а этих положительных поступках. Например, для воспитания положительных взаимоотно­шений недостаточно, если дети только видят, как взрослые выражают сочувствие ребенку или ласка­ют его.

Надо, пояснив словами состояние ребенка («ему боль­но, он сильно ушибся»), не только самим пожалеть его, но привлечь детей к проявлению сочувствия («пойди, по­гладь его, и он перестанет плакать»), подсказать, как надо помочь другим детям («помоги Сереже одеться, он маленький») или оказать внимание взрослым («я устала, дай скорее мне стул, я сяду, отдохну»).

У ребенка также развивается притязание на признание со стороны взрослого. Пока ребенок мал, эта потребность выражается открыто. Ребенок непосредственно взывает ко взрослому: “Смотри, как я ем! Смотри, как я делаю!” При этом малыш ожидает восхищения тем, как он ест, и тем, как он что-то делает. Взрослый, как правило, не обманывает ожиданий ребенка. Воспитание строится на формировании у него притязания на признание: “Ты молодец! Ты хорошо делаешь!” Так, в повседневной жизни взрослые предъявляют к ребенку определенные требования и, чтобы быть признанным взрослыми, ребенок стремится выполнить эти требования. Притязание на признание становится потребностью ребенка, определяющей успешность его развития.

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Главное меню

  • Главная
  • Возрастная психология. Ответы на экзаменационные вопросы
  •  Возрастная психология, психология развития
  • Детская психология
  • Тематические статьи
  • Ответы к экзамену по Возрастной психологии
  • Ответы к экзамену Возрастная психология
  • Ответы по психологии развития
  • Ответы на билеты по психологии развития
  • Лекции по возрастной психологии
  • Шпаргалки по возрастной психологии
topweddingsthings
Powered by Warp Theme Framework