Усвоение правил взаимоотношений людей и формирование притязаний на признание.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Начиная с полутора лет, оценка поведения ребенка взрослыми становится одним из важных источников его чувств. Похвала, одобрение окружающих вызывают у детей чувство гордости, и они пытаются заслужить положительную оценку, демонстрируя взрослым свои достижения.
Несколько позднее, чем чувство гордости, ребенок начинает испытывать чувство стыда в случаях если его действия не оправдывают ожиданий взрослых, порицаются ими. Чаще всего ребенку становится стыдно, если он неправильно произносит слова, ошибается, читая стихи, и т. п. Но постепенно он начинает стыдиться и не одобряемых взрослыми поступков, когда ему специально указывают на них, стыдят его. В некоторых случаях чувство стыда может быть настолько сильным, что перевешивает другие побуждения и заставляет ребенка отказаться от привлекательной игрушки или совершить какой-либо другой трудный для него поступок. Развитие самоуважения, чувства гордости я стыда не означает, что ребенок под их влиянием систематически контролирует свои поступки. .К такому контролю он еще не способен.
Социальное развитие ребенка идет по двум направлениям: через усвоение правил взаимоотношений людей друг с другом и через взаимодействие ребенка с предметом в мире постоянных вещей. Этот процесс осуществляется через посредника (старшего) и соучастника усвоения социальных норм (ровесника).
Отношения со старшим возникают у ребенка практически сразу — в младенчестве. Несколько позднее устанавливаются отношения с ровесником. С возрастом обе формы поведения сливаются в единую, которая и закрепляется как зависимость от объекта общения. На фоне этой прямой зависимости ребенка от старшего в условиях преимущественно положительных отношений и происходит усвоение первичных норм поведения.
Особенности социального поведения у детей раннего возраста проявляются 3 двух феноменах, зависимых друг от друга.
Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) - феномен общения, заключающийся в пособности человека к непроизвольному (вопреки сознательному контролю) переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. За счет того, что индивид начинает разделять настроения другого человека, достигается большее взаимопонимание.
Способность угадывать эмоциональное состояние другого проявляется в поведении ребенка, который видит обиженного или огорченного человека. Ребенок не только понимает эмоции другого, но и реагирует на них.
В одном из исследований матерей попросили вести ежедневные записи о поведении своих детей. Полученные данные свидетельствовали о существенных изменениях, происходящих в поведении детей к концу 2-го года жизни. В этот период дети все чаще обнимают и целуют того, кто был обижен, предлагают свои игрушки или угощение. в начале 2-го года жизни.
Это отзывчивое, просоциальное поведение (от лат. рrо - приставка, обозначающая действующего в интересах кого-то и socialis – общественный) - поведение индивида, которое ориентировано на благо социальных групп, противоположно антисоциальному поведению.
Случаи из жизни дают ясное представление об эмпатии в раннем возрасте Пример не по годам развитой эмпатии приводят Дам и Кендрик. Пятнадцатимесячный мальчик Лен находился в саду со своим братом. Лен был крепким малышом и часто играл с родителями в забавную для всех игру. Смешно ковыляя, он задирал футболку, показывая голый живот. В тот день брат Лена упал и начал отчаянно рыдать. Посмотрев свысока на брата, Лен подошел к нему и, задрав футболку, показал живот, будто пытаясь вызвать смех и таким образом смягчить негативные переживания.
Нарушение правил поведения.
Переходя из младенчества в детство, дети все чаще испытывают интерес к нарушению правил, установленных взрослыми, и к действиям, вызывающим у других возмущение и неодобрение. Нередко можно наблюдать, как 2-летний ребенок в присутствии сиблингов или родителей испытывает всевозможные варианты приемлемого поведения. Двухлетним детям нравятся шутки, связанные с нарушением норм, касающихся отношений любви (например, «Я тебя не люблю, мамочка!») или полоролевого поведения, послушания, честности, отношения к ошибкам других людей или заведенному в семье распорядку (например, принятие пищи в пижаме, если это не приветствуется в данной семье).
В возрасте 2 лет дети начинают расценивать действия и события как хорошие или плохие и нередко расстраиваются, если события не соответствуют усвоенным ими нормам. Эта способность формируется у детей всех культур, поскольку, вероятно, ее появление обусловлено происходящими в этом возрасте изменениями, связанными с когнитивным развитием.
Один из исследователей навещал четырех детей каждые две недели, начиная с того времени, когда им было по 13 месяцев и до исполнения 23 месяцев, и каждый раз регистрировал особенности их поведения. В период между 15-м и 17-м месяцами жизни все дети внезапно начали проявлять интерес к сломанным или испачканным вещам и нарушению установленных взрослыми правил, а также непроизвольно улыбаться при успешном выполнении заданий. Возраст, в котором появились эти реакции, был одинаков, несмотря на то что дети воспитывались в разных семьях. Использование детьми эталонов в оценке событий и поведения является предпосылкой усвоения ими норм нравственности
Приемы формирования у детей положительных взаимоотношении со взрослыми и детьми.
Для создания положительного отношения детей друг к другу следует предупреждать возникновение между ними конфликтов. Надо следить, чтобы дети не собирались в одном месте и не мешали друг другу, чтобы у них было достаточное количество игрушек. В этом возрасте нельзя постоянно требовать от детей: «Играйте вместе». Без непосредственного участия взрослого им еще трудно играть вместе. Воспитывать дружеские взаимоотношения можно привлекая внимание детей друг к другу), давая посильные поручения), направляя совместную игру. В этом возрасте ребенок может хорошо понимать значение слов «нельзя» и «можно» (нельзя играть некоторыми вещами, ломать игрушки, отнимать их, кричать и т. д.).
Для воспитания положительных взаимоотношений и правил поведения необходимо закреплять положительные действия ребенка (похвалить, выполнить его просьбу, помочь ему) и не закреплять отрицательные (например, если он отнял у другого игрушку, то ни в коем случае не давать ему ее; если он ударил другого, то выразить явное неудовольствие).
Надо вырабатывать у детей умение выполнять требования взрослых, но требования должны быть посильные: «Сядь на свое место», «Подожди, сначала одену Танечку, а потом тебя». Нельзя заставлять ребенка спокойно, не двигаясь, стоять или долго сидеть, ничего не делая.
Поведение взрослых должно быть образцом для подражания. У ребенка рано формируется способность подражать тому, что они видят, слышат. Он воспроизводит движения, действия окружающих, повторяет услышанные им звуки, слова. Способность подражать имеет большое положительное значение в процессе развития, воспитания и обучения. Пользуясь этой способностью, значительно легче обучить ребенка необходимым полезным действиям и правилам поведения. Дети перенимают от родителей тон речи, характер движений.
Если воспитательница и все окружающие взрослые вежливы, всегда спокойно разговаривают, при необходимости проявляют сочувствие, оказывают помощь, то воспитать аналогичное поведение во взаимоотношениях у детей значительно легче. Наоборот, нельзя воспитывать у детей навыки культурного поведения, если, например, родители неряшливы, разбрасывают свою одежду, ложатся одетыми на кровать, едят фрукты, предварительно не вымыв их, и т. п.
Дети будут грубыми, раздражительными, если окружающие взрослые сами проявляют отрицательные качества. Желая выработать у ребенка те или иные правила культурного поведения, взрослые должны вести себя соответствующим образом и не допускать в присутствии детей такие поступки, формы поведения и не произносить такие слова, закрепление которых у детей нежелательно. Переделать сформировавшиеся привычки в этом возрасте трудно. Поэтому воспитывать следует то, что мы считаем положительным, чтобы в дальнейшем не пришлось с трудом перевоспитывать ребенка. Для того чтобы положительные примеры-поведения детей и окружающих взрослых чаще воспроизводились детьми, надо активно направлять внимание ребенка на положительные поступки товарищей («посмотри, как Коля аккуратно поставил свои ботинки»), активно вызывать подражание им («видишь, Зиночка помогает Анне Павловне, и ты помоги ей»). Учитывая свойственную детям легкость подражания, не следует обращать внимание всех детей на отрицательные поступки других. Неправильно, когда медицинская сестра, увидя, что один ребенок забрался на стол, говорит: «Смотрите, что Сережа делает». Такой прием часто вызывает у некоторых детей аналогичное действие.
Для того чтобы подражание не было только механическим воспроизведением действий, следует по возможности в доступной форме пояснять целесообразность и смысл тех или иных положительных действий, например: «Вытри ноги, а то пол испачкаешь».
Пример окружающих имеет большое значение в воспитании ребенка, однако одного примера совершенно недостаточно. Навыки, все формы поведения закрепляются только в деятельности, путем неоднократных упражнений, поэтому для воспитания любого навыка или закрепления той или иной положительной формы поведения нужно на глазах у детей не только самим всегда вести себя соответствующим образом, но как можно чаще упражнять ребенка а этих положительных поступках. Например, для воспитания положительных взаимоотношений недостаточно, если дети только видят, как взрослые выражают сочувствие ребенку или ласкают его.
Надо, пояснив словами состояние ребенка («ему больно, он сильно ушибся»), не только самим пожалеть его, но привлечь детей к проявлению сочувствия («пойди, погладь его, и он перестанет плакать»), подсказать, как надо помочь другим детям («помоги Сереже одеться, он маленький») или оказать внимание взрослым («я устала, дай скорее мне стул, я сяду, отдохну»).
У ребенка также развивается притязание на признание со стороны взрослого. Пока ребенок мал, эта потребность выражается открыто. Ребенок непосредственно взывает ко взрослому: “Смотри, как я ем! Смотри, как я делаю!” При этом малыш ожидает восхищения тем, как он ест, и тем, как он что-то делает. Взрослый, как правило, не обманывает ожиданий ребенка. Воспитание строится на формировании у него притязания на признание: “Ты молодец! Ты хорошо делаешь!” Так, в повседневной жизни взрослые предъявляют к ребенку определенные требования и, чтобы быть признанным взрослыми, ребенок стремится выполнить эти требования. Притязание на признание становится потребностью ребенка, определяющей успешность его развития.