Развитие мышления.

Опубликовано в Детская психология

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Устанавливая генетическую связь памяти с другими психическими функциями, П. П. Блонский отмечал, что память одной своей стороной соприкасается с движением и восприятием, а другой — с мышлением.

На тесную связь памяти и мышления в онтогенезе указывает Л. С. Выготский, отмечая, что мыслить для ребенка раннего возраста — значит вспоминать, т. е. опираться на свой прежний опыт, на его видоизменения. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти.

В. М. Блейхер подчеркивает, что мышлению в познавательной дея­тельности предшествуют ощущения и восприятия (чувственное познание). Переход к мышлению осуществляется там, где чувственное наталкивается на непреодолимую для него преграду на пути к познанию сущ­ности. Отправляясь от чувственного и выходя за его пределы, мышление ни­когда не отрывается от него.

В становлении мышления отмечают­ся две стадии: допонятийная и понятий­ная. Допонятийное мышление — это начальная стадия, когда формируются свойства, позволяющие преодолеть ряд временных и пространственных ограни­чений. На этом этапе мышление у детей имеет другую, чем у взрослых логику и организацию. Логика не врождена изна­чально, а развивается постепенно в про­цессе оперирования с предметами.

Значимым этапом развития мышления ребенка является период, когда один и тот же предмет можно назвать несколькими словами. Это явление наблюдается в возрасте около 2 лет и свидетельствует о формировании такой умственной операции, как сравнение. В дальнейшем на основе операции сравнения начинают развиваться индукция и дедукция, которые к 3-3,5 годам достигают уже достаточно высокого уровня развития.

Наиболее распространенным в совре­менной психологии является разделение мышления на три вида: словесно-логи­ческое, конкретно-образное и наглядно-действенное. Эти виды мышления яв­ляются этапами развития мышления в онтогенезе. В настоящее время в психо­логии убедительно показано, что эти три вида мышления сосуществуют и у взрослого человека и функционируют при решении различных задач.

В. А. Жмуров  отмечает, что наглядно-действенное мышление осуществляется без участия речи. Наиболее важные особенности наглядно-действенного мышления составляют направленость на конкретные, воспринимаемые в данный момент предметы, и проявление в виде определенных действий с этими предметами. Данный вид мыш­ления представляет собой «первичный», наиболее ранний вид интеллектуальной деятельности, не связанной с речью.

Анализ наглядно-действенного мыш­ления, проведенный С. Л. Новоселовой, обнаружил строгую зависимость содер­жания мышления от уровня обобщения ребенком опыта деятельности. Весь путь развития мышления ребенка связан с процессом формирования предметности его деятельности. Становление предмет­ности деятельности по сути дела есть процесс ее интеллектуализации, присво­ения ребенком человеческих родовых способов реализации деятельности и ее мотивов.

В качестве эталонных, подлежащих присвоению форм обобщения истори­чески сложившегося общественного опыта предметной деятельности в ран­нем детстве, выступают функциональ­ные, функционально-предметные и функционально-знаковые образования, которые, будучи представлены соответ­ствующими способами предметного действия, являются обобщениями на допонятийном уровне. Овладение эти­ми первоначальными уровнями обобще­ния опыта предметной деятельности и является той тактической основой, ко­торая обеспечивает стратегию поэтапно­го формирования мышления в раннем детстве. Мышление ребенка на ранних степенях развития конкретно, неотдели­мо от его практической деятельности. Наглядно-действенное мышление пре­образуется в единстве с развитием пред­метной деятельности и претерпевает вместе с ней, а также в связи с овладе­нием речью как средством содержательного общения за сравнительно короткий период раннего детства качественные изменения: превращается из наглядно-действенного в опосредствованное внут­ренним планом. Этот процесс связан со специфическими этапами в развитии обобщения опыта деятельности и с ов­ладением словом, становящимся в более старшем возрасте орудием мысли. Вме­сте с тем наглядно-действенное мышле­ние не исчезает на рубеже понятийного мышления, а существенно дополняет конкретностью наглядных представле­ний осмысление более общих связей между предметами и явлениями. Ребе­нок живет в социальной среде, разви­вающее содержание которой зависит от культурного уровня ближайшего окру­жения и общества в целом. В раннем детстве происходит интенсивное овладе­ние миром социальных отношений и предметных действий. На первом году жизни ребенок знакомится и начинает действовать с предметами в условиях ведущей роли общения со взрослым. Он овладевает сигнальной, атрибутивной, номинативной, а впоследствии и обоб­щающей функцией речи в единстве с освоением предметной деятельности.

Таким образом,  на­глядно-действенное мышление характеризуется следующими особенностями. Во-пер­вых, оно совершается только в данной наглядной ситуации, в ходе непосред­ственного восприятия предметов и, во-вторых, в процессе материального дей­ствия с предметами. Действия с предметом выступает глав­ным способом этого мышления. Если в дальнейшем ребенок оперирует пред­ставлениями, словами, схемами, то на этом этапе он оперирует, главным об­разом, предметами и познает существен­ные свойства только в действии с пред­метами.

Широкое распространение получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, предложенная П. Я. Гальпериным. В своих работах П. Я. Гальперин выделил этапы интериоризации внешних действий и определил условия, обеспечивающие успешный перевод внешних действий во внутренние.

В основу теории П. Я. Гальперина было положено представление о генетической зависимости между внутренними интел­лектуальными операциями и внешними практическими действиями. Он считал, что развитие мышления ребенка на ран­них этапах его развития непосредственно связано с предметной деятельностью, с манипулированием предметами и т. д. Одна ко перевод внешних действий во внутренние с превращением их в определенные мыслительные операции происходит не сразу, а поэтапно. На каждом этапе преобразование заданного действия осуществляются лишь по ряду параметров.

Согласно мнению Гальперина, высшие интеллектуальные действия и операции не могут складываться без опоры на предшествующие способы выполнения того же самого действия, а те в свою очередь опираются на предшествующие им способы выполнения данного действия. И в конечном итоге все действия в основе своей опираются на наглядно-действенные способы.

По мнению П. Я. Гальперина, существует четыре параметра, по которым преобразуется действие. К их числу относятся: уровень выполнения; мера обобщения; полнота фактически выполняемых операций; мера освоения. При этом первый параметр действия может находиться на трех подуровнях: действия с материальными предметами; действия в плане внешней речи; действия в уме.

Три остальные параметра характеризуют качество сформированного на определенном подуровне действия: обобщенность, сокращенность, освоеность.

Процесс формирования умственных действий, в соответствии с концепцией П. Я. Гальперина, имеет следующие этапы:

Первый этап характеризуется формированием ориентировочной основы будущего действия. Основным моментом данного этапа является ознакомление на практике с составом будущего действия, а также с требованиями, которым в конечном итоге оно (действие) должно соответствовать.

Второй этап формирования умственного действия связан с его практическим освоением, которое осуществляется с ис­пользованием предметов.

Третий этап связан с продолжением освоения заданного действия, но уже без опоры на реальные предметы. На данном этапе происходит перенесение действия из внешнего, наглядно-образного плана во внутренний план. Главной особенностью данного этапа является использование внешней (громкой) речи в качестве заменителя манипулирования с реальными предметами. П. Я. Гальперин считал, что перенос действия в речевой план означает прежде всего речевое выполнение определенного предметного действия, а не его озвучивание.

На четвертом этапе освоения умственного действия про­исходит отказ от внешней речи. Осуществляется перенос внешнеречевого выполнения действия целиком во внутреннюю речь. Конкретное действие выполняется «про себя».

На пятом этапе действие выполняется полностью во внут­реннем плане, с соответствующими сокращениями и преобра­зованиями, с последующим уходом выполнения данного действия из сферы сознания (то есть постоянного контроля над его выполнением) в сферу интеллектуальных умений и навыков.

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Главное меню

  • Главная
  • Возрастная психология. Ответы на экзаменационные вопросы
  •  Возрастная психология, психология развития
  • Детская психология
  • Тематические статьи
  • Ответы к экзамену по Возрастной психологии
  • Ответы к экзамену Возрастная психология
  • Ответы по психологии развития
  • Ответы на билеты по психологии развития
  • Лекции по возрастной психологии
  • Шпаргалки по возрастной психологии
topweddingsthings
Powered by Warp Theme Framework