Психофизиология восприятия и запоминания.

Опубликовано в Детская психология

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

В формиро­вании психических функций ребен­ка существенным этапом является возраст от 3 до 6-7 лет. В этот период постепенно развивающиеся механизмы мозгового обеспечения познавательной деятельности опре­деляют готовность к началу система­тического обучения. Степень зрело­сти этих механизмов имеет важное прогностическое значение, обусловли­вая возможную успешность учебной деятельности.

В период от 3-4 к 6-7 годам про­исходят существенные изменения процесса восприятия. В 3-4-летнем возрасте при ознакомлении с новы­ми незнакомыми предметами еще со­храняется тесное взаимодействие восприятия и двигательных дей­ствий (непосредственный контакт с предметом).

На протяжении дошкольного воз­раста по мере накопления индивиду­ального опыта снижается количество движений, участвующих в зрительном восприятии и существенно преобра­зуются движения глаз.

С помощью кинорегистрации установлено, что у детей 3-4 лет при первом ознакомле­нии с объектом немногочисленные глазные движения осуществляются внутри фигуры; при таком способе ознакомления вероятность зрительно­го узнавания сложных, незнакомых ребенку предметов находится на уров­не случайности (50 %). В 4-5-летнем возрасте обнаруживаются группы близко расположенных фиксаций на наиболее характерных признаках объекта. В результате достигаются более высокие показатели узнавания. К концу дошкольного возраста при ознакомлении с новым предметом про­слеживание по контуру включает всю фигуру, как бы создавая внут­реннюю модель формы; вероятность узнавания достигает 100 %. На этой основе при последующем восприя­тии уже знакомого предмета проис­ходит формирование обобщенного эталона.

К концу дошкольного возраста зрительное обследование предмета становится более организованным и систематичным, повышается успеш­ность обнаружения различных мо­дификаций объекта. При предъяв­лении в качестве изменяющихся стимулов рисунков людей и пред­метов показано, что количество не­замеченных изменений в 5-6 лет по сравнению с 3-4-летними детьми уменьшается вдвое в ответ на лица и более чем в три раза - при предъяв­лении предметов.

Возможность формирования в старшем дошкольном возрасте слож­ных эталонов, включающих иерархи­ческую структуру интегрированных признаков, облегчает процесс опоз­нания и категоризацию объектов. Это свидетельствует о достижении опре­деленного уровня интеллектуализа­ции процесса восприятия к концу дошкольного периода.

Изменения происходит не только в проекционной коре, но и в других структурах мозга, вовлекающихся в  зрительное восприятие. В заднеассоциативных областях расширяется сет дентдритных ветвлений и возрастает число нейронов. С заднеассоциативными зонами связан процесс запечатлевания зрительной информации. Их вовлечение в зрительное восприятие обеспечивает возможность выработки эта­лонов и узнавания часто встречаю­щихся знакомых объектов на основе перцептивной памяти.

В 3-4-летнем возрасте память но­сит непроизвольный характер. Ребе­нок не ставит перед собой никакой цели запомнить какие-либо объекты или слова. Они запоминаются как результат восприятия и наиболее точно и прочно в тех случаях, когда образы или явления эмоционально окрашены. Постепенно с 4-5 лет в процессе игровой деятельности или под влиянием требования взрослых начинают формироваться простые формы произвольной памяти - не­посредственное произвольное запо­минание. Физиологической основой развития произвольной памяти яв­ляется становление мозговых меха­низмов внимания и дальнейшее фор­мирование процесса восприятия.

Таким образом, по мере развития сенсорных процессов в дошкольном возрасте отмечается переход от параметра новизны как основной детерминанты внима­ния к более сложной обусловленности - формированию на основе оценки набора признаков и выбора значимого в данной конкрет­ной ситуации. Эмоциональный тип корковой активации, обеспечи­вающий мобилизационную готовность в начале дошкольного воз­раста, к концу этого этапа развития сменяется активацией, форми­рующейся на основе оценки информационных характеристик внешних стимулов.

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Главное меню

  • Главная
  • Возрастная психология. Ответы на экзаменационные вопросы
  •  Возрастная психология, психология развития
  • Детская психология
  • Тематические статьи
  • Ответы к экзамену по Возрастной психологии
  • Ответы к экзамену Возрастная психология
  • Ответы по психологии развития
  • Ответы на билеты по психологии развития
  • Лекции по возрастной психологии
  • Шпаргалки по возрастной психологии
topweddingsthings
Powered by Warp Theme Framework