Психофизиология восприятия и запоминания.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
В формировании психических функций ребенка существенным этапом является возраст от 3 до 6-7 лет. В этот период постепенно развивающиеся механизмы мозгового обеспечения познавательной деятельности определяют готовность к началу систематического обучения. Степень зрелости этих механизмов имеет важное прогностическое значение, обусловливая возможную успешность учебной деятельности.
В период от 3-4 к 6-7 годам происходят существенные изменения процесса восприятия. В 3-4-летнем возрасте при ознакомлении с новыми незнакомыми предметами еще сохраняется тесное взаимодействие восприятия и двигательных действий (непосредственный контакт с предметом).
На протяжении дошкольного возраста по мере накопления индивидуального опыта снижается количество движений, участвующих в зрительном восприятии и существенно преобразуются движения глаз.
С помощью кинорегистрации установлено, что у детей 3-4 лет при первом ознакомлении с объектом немногочисленные глазные движения осуществляются внутри фигуры; при таком способе ознакомления вероятность зрительного узнавания сложных, незнакомых ребенку предметов находится на уровне случайности (50 %). В 4-5-летнем возрасте обнаруживаются группы близко расположенных фиксаций на наиболее характерных признаках объекта. В результате достигаются более высокие показатели узнавания. К концу дошкольного возраста при ознакомлении с новым предметом прослеживание по контуру включает всю фигуру, как бы создавая внутреннюю модель формы; вероятность узнавания достигает 100 %. На этой основе при последующем восприятии уже знакомого предмета происходит формирование обобщенного эталона.
К концу дошкольного возраста зрительное обследование предмета становится более организованным и систематичным, повышается успешность обнаружения различных модификаций объекта. При предъявлении в качестве изменяющихся стимулов рисунков людей и предметов показано, что количество незамеченных изменений в 5-6 лет по сравнению с 3-4-летними детьми уменьшается вдвое в ответ на лица и более чем в три раза - при предъявлении предметов.
Возможность формирования в старшем дошкольном возрасте сложных эталонов, включающих иерархическую структуру интегрированных признаков, облегчает процесс опознания и категоризацию объектов. Это свидетельствует о достижении определенного уровня интеллектуализации процесса восприятия к концу дошкольного периода.
Изменения происходит не только в проекционной коре, но и в других структурах мозга, вовлекающихся в зрительное восприятие. В заднеассоциативных областях расширяется сет дентдритных ветвлений и возрастает число нейронов. С заднеассоциативными зонами связан процесс запечатлевания зрительной информации. Их вовлечение в зрительное восприятие обеспечивает возможность выработки эталонов и узнавания часто встречающихся знакомых объектов на основе перцептивной памяти.
В 3-4-летнем возрасте память носит непроизвольный характер. Ребенок не ставит перед собой никакой цели запомнить какие-либо объекты или слова. Они запоминаются как результат восприятия и наиболее точно и прочно в тех случаях, когда образы или явления эмоционально окрашены. Постепенно с 4-5 лет в процессе игровой деятельности или под влиянием требования взрослых начинают формироваться простые формы произвольной памяти - непосредственное произвольное запоминание. Физиологической основой развития произвольной памяти является становление мозговых механизмов внимания и дальнейшее формирование процесса восприятия.
Таким образом, по мере развития сенсорных процессов в дошкольном возрасте отмечается переход от параметра новизны как основной детерминанты внимания к более сложной обусловленности - формированию на основе оценки набора признаков и выбора значимого в данной конкретной ситуации. Эмоциональный тип корковой активации, обеспечивающий мобилизационную готовность в начале дошкольного возраста, к концу этого этапа развития сменяется активацией, формирующейся на основе оценки информационных характеристик внешних стимулов.