Конспект труда Л.С. Выготского Развитие интересов в переходном возрасте
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Проблема интереса в подростковом возрасте ярко выражена, так как все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют в определенной системе, направляемые определенными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами.
Как соотносятся интерес и влечение?
Динамическая психология |
Торндайк: врожденные (влечения)
Интересы
приобретенные (интересы)
НО: отношения между влечением и интересом
=
отношение между врожденными и приобретенными реакциями
механизм приобретения интересов сводится к простому механизму дрессуры и тренировки
В. Мак-Дауголл:
интересы НЕ МОГУТ приобретаться и возникать так же, как и навыки. Навыки не содержат в себе особо присущего им стремления, они определяют, как мы должны выполнять наши задачи, но не являются движущими силами процесса и не поддерживают его.
НО: все интересы, все побуждающие силы нашей деятельности врожденны и в последнем счете обусловлены биологической природой инстинктов.
Проблема соотношения интересов и влечений в данных двух теориях не решена.
![]() |
Структурная теория интересов
Интересы - целостные динамические тенденции, определяющие структуру направленности наших реакций.
Интересы рассматриваются новой психологией как жизненные, органические процессы, глубоко укорененные в органической, биологической основе личности, но развивающиеся вместе с развитием всей личности.
Фазы в развитии интересов = фазами биологического созревания подростка.
развитие интересов находится в теснейшей и прямой зависимости от процессов биологического созревания и что ритм органического созревания определяет ритм в развитии интересов.
Две основные фазы переходного возраста (по Петерсу):
1. Фаза влечений: появление новых влечений, создающих органическую основу для новой системы интересов.
2. Фаза интересов: созревания этой новой системы, надстраивающейся над новым влечением.
Подростковый период характеризуется двумя основными чертами:
- это есть период ломки и отмирания старых интересов
- период вызревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы.
I. Различные исследователи, несмотря на расхождение в отдельных определениях, согласно устанавливают наличие негативной фазы в начале переходного возраста:
ü неустойчивость
ü беспокойство
ü понижение настроения
ü пониженная успеваемость и работоспособность
ü нарушение дисциплины
ü негативизм
НО: негативная фаза - нормальный и необходимый период, через который должен пройти подросток. Отсутствие этой фазы наблюдается только тогда, когда развитие подростка отклоняется от нормы в том или ином отношении или когда наступает преждевременно ранняя зрелость.
Залкинд: процессы, из которых складывается критический период в развитии подростка:
- нарастающие стабилизационные процессы
- процессы действительно критические
- процессы, приводящие к оформлению зарождающихся элементов взрослого человека
II. Положительная фаза: фаза культурных интересов (по Тумлирцу):
Основные интересы стадии:
ü эгоцентрическая установка подростка
ü доминанта дали
ü тягу к сопротивлению
ü преодолению,
ü к волевым напряжениям
ü хулиганство
ü борьба против воспитательского авторитета
ü протест
Таким образом, выделяют две фазы в периоде подросткового возраста: негативную фазу и положительную фазу. Ребенок должен пройти через обе стадии для полноценного психического развития, формирования интересов и преодолению задач данного возрастного периода.