Конспект труда Л.С. Выготского Развитие интересов в переходном возрасте

Опубликовано в Ж. Пиаже « Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология»

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Проблема интереса в подростковом возрасте ярко выражена, так как все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют в определенной системе, направляемые определенными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами.

Как соотносятся интерес и влечение?

Динамическая психология

Торндайк:                                врожденные (влечения)

          Интересы

                         приобретенные (интересы)

НО: отношения между влечением и интересом

=

отношение между врожденными и приобретенными реакциями

механизм приобретения интересов  сводится к простому механизму дрессуры и тренировки

В. Мак-Дауголл:  интересы НЕ МОГУТ приобретаться и возникать так же, как и навыки.  Навыки не содержат в себе особо присущего им стремления, они определяют, как мы должны выполнять наши задачи, но не являются движущими силами процесса и не поддерживают его.

НО: все интересы, все побуждающие силы нашей деятельности врожденны  и в последнем счете обусловлены биологической природой инстинктов.

Проблема соотношения интересов и влечений в данных  двух теориях не решена.

 


Структурная теория интересов

Интересы - целостные динамические тенденции, определяющие структуру направленности наших реакций.

Интересы рассматриваются новой психологией как жизненные, органические процессы, глубоко укорененные в органической, биологической основе личности, но развивающиеся вместе с развитием всей личности.

 

Фазы в развитии интересов =  фазами биологического созревания подростка.

 


развитие интересов находится в теснейшей и прямой зависимости от процессов биологического созревания и что ритм органического созревания определяет ритм в развитии интересов.

Две основные фазы переходного возраста (по Петерсу):

1.     Фаза влечений: появление новых влечений, создающих органическую основу для новой системы интересов.

2.     Фаза интересов: созревания этой новой системы, надстраивающейся над новым влечением.

Подростковый период характеризуется двумя основными чертами:

  • это есть период ломки и отмирания старых интересов
  • период вызревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы.

I.                        Различные исследователи, несмотря на расхождение в отдельных определениях, согласно устанавливают наличие негативной фазы в начале переходного возраста:

ü неустойчивость

ü беспокойство

ü понижение настроения

ü пониженная успеваемость и работоспособность

ü нарушение дисциплины

ü негативизм

НО: негативная фаза - нормальный и необходимый период, через который должен пройти подросток. Отсутствие этой фазы наблюдается только тогда, когда развитие подростка отклоняется от нормы в том или ином отношении или когда наступает преждевременно ранняя зрелость.

Залкинд: процессы, из которых складывается критический период в развитии подростка:

  • нарастающие стабилизационные процессы
  • процессы действительно критические
  • процессы, приводящие к оформлению зарождающихся элементов взрослого человека

II.              Положительная фаза: фаза культурных интересов (по Тумлирцу):

Основные  интересы стадии:

ü эгоцентрическая  установка  подростка

ü доминанта дали

ü тягу к сопротивлению

ü  преодолению,

ü к волевым напряжениям

ü хулиганство

ü борьба против воспитательского авторитета

ü  протест

    Таким образом, выделяют две фазы в периоде подросткового возраста: негативную фазу и положительную фазу. Ребенок должен пройти через обе стадии для полноценного психического развития, формирования интересов и преодолению задач данного возрастного периода.

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Главное меню

  • Главная
  • Возрастная психология. Ответы на экзаменационные вопросы
  •  Возрастная психология, психология развития
  • Детская психология
  • Тематические статьи
  • Ответы к экзамену по Возрастной психологии
  • Ответы к экзамену Возрастная психология
  • Ответы по психологии развития
  • Ответы на билеты по психологии развития
  • Лекции по возрастной психологии
  • Шпаргалки по возрастной психологии
topweddingsthings
Powered by Warp Theme Framework