Развитие мышления подростка и образование понятий
Отрицание существенных изменений, происходящих в интеллектуальном развитии подростка, неизбежно приводит к признанию простого роста интеллекта в годы созревания и его большей независимости от чувственного материала.
Ш. Бюлер, О. Кро:
само мышление в этот период не имеет существенного и определяющего значения для процессов развития подростка в целом
НО: нельзя сводить развитие подростков к эмоциональным изменениям и «откидывать» интеллектуальное.
Рубинштейн: вся разница между мышлением ребенка и подростка сводится к тому, что те же самые формы мышления заполняются у ребенка и подростка различным содержанием.
![]() |
У ребенка: У подростка:
Формы мышления заполнены Возникает тенденция заполнять
Несущественными признаками их признаками существенными
Все авторы сходятся в том, что, отрицая новообразования в области интеллектуальных форм, они неизбежно должны признать полное обновление всего содержания мышления в переходном возрасте.
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЙ:
Исследователи говорят о кардинальных изменениях в содержании мышления в подростковом возрасте, но отрицают всякий сдвиг в развитии интеллектуальных операций.
Л. С. Выготский:
В подростковом возрасте ребенок впервые овладевает процессов образования понятий – это центральное изменение всего переходного возраста.
Разрешается проблема соотношения форм и содержания мышления, т.к. есть определенное содержание мыслей, которые могут быть адекватно поняты, усвоены, восприняты только в определенных формах интеллектуальной деятельности.
Мышление подростка переходит от конкретного к понятийному.
Следствия:
- Содержание мышления обновляется и перестраивается
- Содержание и форма находятся во взаимной обусловленности
- Мышление подростка интериоризируется
- Появляются новые формы деятельности, формы мышления
- Раскрывается мир объективного общественного сознания
- Возрастает активность участия в культурно – общественной жизни
- Подростки требуют доказательств
- Появляется тяга к искусству
- Тенденция к понимаю других, себя, окружающего мира
- Переход к более абстрактному мышлению, но полностью оно не сформировано, т.к. подросток еще недостаточно осознает собственные мыслительные операции и не может в полной мере овладеть ими