Общие теории игры: К. Гроос и Ф. Бойтендайк
Основные идеи «теории упражнения» К. Грооса:
1) Каждое живое существо обладает унаследованными предрасположенностями, которые придают целесообразность его поведению.
2) У высших животных, особенно у человека, природные реакции являются недостаточными для выполнения жизненных задач.
3) В жизни каждого существа есть детство.
4) Время детства необходимо для приобретения приспособлений, необходимых для жизни. Чем сложнее организм и его будущая жизнь, тем длиннее период детства.
5) Там, где индивид из собственных внутренних побуждений и без всякой внешней цели проявляет, укрепляет и развивает свои наклонности, там мы имеем дело с самыми изначальными явлениями игры.
мы играем не потому, что мы бываем детьми, а потому, что приобретаем таким образом приспособления, необходимые для жизни.
Ф. Бойтендайк:
- Игра есть всегда с чем-либо (игра есть ориентировочная деятельность)
двигательные игры животных (Гроос) – не игры.
- В основе игры лежат не инстинкты, а более общие влечения
- Играют только с теми предметами, которые сами «играют» с играющими
Критика теории К. Грооса
Проанализировав предложенные разными авторами теории игры, Д.Б. Эльконин пришел к выводу о том, что следует выделять ориентировочную деятельность, исследовательскую деятельность и игру.
Развитие в фило- и онтогенезе:
ориентировочная деятельность исследовательская деятельность игра