Особенности личности подростков.
1. Центральное новообразование подростничества – «чувство взрослости»— отношение подростка к себе как к взрослому. Это выража-ется в желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники — относились к не-му не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрос-лую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к само-стоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмеша-тельства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровес-никами, может быть — учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведе-ния в дружеских отношениях со сверстниками.
2. Развитие самосознания (формирование «Я-концепции» система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».
4. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.
5. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.
6. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравнове-шенность.
7. Заметное развитие волевых качеств.
8. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий лично-стный смысл.
Направленность личности:
– гуманистическая направленность – отношение подростка к себе и обществу положительны;
– эгоистическая направленность – он сам является более значи-мым, чем общество;
– депрессивная –– // –– он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно по-ложительным;
– суицидальная направленность – ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.
Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настрое-ния, неуравновешенности. Характер многих подростков становится АК-ЦЕНТУИРОВАННЫМ – крайний вариант нормы.
У подростков от типа акцентуации характера зависит многое - особен-ности транзиторных нарушений поведения («пубертатных кризов»), острых аффективных реакций и неврозов (как в их к картине, так и в отношении вызывающих их причин). С типом акцентуации характера необходимо счи-таться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических ре-комендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустрой-ства, что весьма существенно для устойчивой социальной адаптации.
Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, - тем самым открываются перспективы для пси-хопрофилактики.
Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в опреде-ленной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Соци-альная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо быва-ет непродолжительной.
В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцен-туации характера: явная и скрытая.
Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. За-нимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего со-противления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклоне-ния в поведении. При повзрослении особенности характера остаются дос-таточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адапта-ции.
Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожи-данно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, кото-рые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопро-тивления».
Существует две классификации типов акцентуаций – первая предло-жена К. Леонгардом (1968), а вторая Личко А.Е. (1977). Сопоставление этих классификаций, приводится ниже.
Тип акцентуированной личности, по К. Леонгарду |
Тип акцентуации характера, по А. Е. Личко |
Лабильный |
Лабильный циклоид |
Сверхподвижный Эмотивный |