Стадии развития идентичности (по Э. Эриксону)
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
1. Конфликт между доверием и недоверием к окружающему мира
До 1 года
2. Конфликт между чувством независимости и ощущением стыда и сомнения
1—3 года
3. Конфликт между инициативностью и чувством вины
4—5 лет
4. Конфликт между трудолюбием и чувством неполноценности
6—11 лет
5. Конфликт между осознанием принадлежности к определенному полу и непониманием форм поведения, соответствующих ему
12—18 лет
6. Конфликт между стремлением к интимным отношениям и ощущением изолированности от окружающих
Раннее взросление
7. Конфликт между жизненной активностью и сосредоточенностью на своих возрастных проблемах
Нормальное взросление
8. Конфликт между ощущением полноты жизни и отчаянием
Позднее взросление
Отечественная периодизация развития человека (до юности), разработанная Д. Б. Элькониным, основана на изменении содержания ведущей деятельности. Напомню, это — непосредственно-эмоциональное общение с матерью у младенца, манипулирование предметами в раннем возрасте, ролевая игра у дошкольника, учебная деятельность у школьника, интимно-личностное общение со сверстниками у подростка и, наконец, учебно-профессиональная деятельность в раннем юношеском возрасте. Переход на более высокие стадии развития становится реальным, если технические возможности ребенка уже переросли мотивы деятельности: так, выражая свою радость матери при помощи движений рук и гуления, младенец подготавливается к овладению предметной деятельностью и учится вокализировать. В общем виде данная периодизация соответствует реально наблюдаемым этапам развития, однако в этом случае речь идет в основном об общем психическом развитии ребенка, развитие же личности связывают с тем моментом, когда ребенок в состоянии соподчинить различные мотивы и выбрать из них наиболее значимый (поскольку длительный период поведение ребенка характеризуется ситуативностью и импульсивностью, проблема выбора мотивов встает лишь в дошкольном возрасте).
Попытка интегрировать внешнее и внутреннее, субъектное и деятельностное (в том числе и во взаимодействии с другими людьми) предпринята отечественным психологом В. И. Слободчиковым, который выделяет на каждой стадии развития личности «событийную» общность (партнера по общению), внутри которой и образуются собственно человеческие способности, позволяющие индивиду сначала входить в различные общности и приобщаться к определенным формам культуры, а затем, индивидуализируясь, выходить из них и самому творить новые формы, т.е. становиться «самобытным».
Смена формы и содержания общности, по мнению В. И. Слободчикова, сопровождается сменой партнера (причем это может быть тот же самый человек, но в новой жизненной позиции). Он выделил пять ступеней развития человека как субъекта собственного поведения и психики.