Теории социального научения и основные экспериментальные исследования (Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сирс, А.Бандура)

Опубликовано в Ответы к экзамену по Возрастной психологии

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

В американской психологии считается, что теории социального научения - это самое значительное направление в исследовании развития детей.

Основные линии исследования: социальное  научение  в процессе   воспитания  ребенка,  кросскультурный  анализ- исследование воспитания и  развития ребенка в разных культурах, развитие личности. В 1941г.  Н. Миллер и  Дж.  Доллард  ввели в  научный обиход  термин  "социальное научение".

Центральная   проблема концепции социального   научения - проблема социализации. Социализация - это процесс, который  позволяет ребенку занять свое  место  в  обществе, это  продвижение  новорожденного  от  асоциального "гуманоидного" состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Все новорожденные похожи друг на друга, а через два-три  года - это  разные  дети. Эти различия - результат научения, они не врождены. Ребенок рассматривается как существо, чуждое обществу; он изначально асоциален (заимствовано у Фрейда).

Концепция     социального    научения    показывает

 1. как    ребенок приспосабливается в  современном  мире,  как он усваивает  привычки  и нормы современного общества (как происходит социализация).

2. "почему" происходит социализация. Особо рассматривается удовлетворение  биологических  потребностей  ребенка  матерью,  подкрепление социального поведения, имитация поведения сильных личностей и тому  подобные воздействия внешнего окружения.

     1-ое поколение Н.  Миллер и Дж. Доллард первыми  проложили мост между  бихевиоризмом и психоаналитической  теорией.  Миллер  и Доллард  разделяют точку  зрения Фрейда о  роли  мотивации  в поведении, полагая, что  поведение как  животного,  так  и человека является следствием таких первичных (врожденных) побуждений, как голод, жажда, боль и т.д. Все они могут быть удовлетворены, но отнюдь не  угашены. Трансформируя  фрейдовские  идеи,  Миллер  и  Доллард  замещают принцип удовольствия принципом подкрепления. Подкрепление они определяют как то, что усиливает  тенденцию  к  повторению  ранее возникнувшей реакции. Научение, по Миллеру и Долларду, - это усиление связи между  ключевым   стимулом  и  ответом,   который   он   вызывает  благодаря подкреплению.  Сирс. сосредоточил внимание на изучении внешнего поведения, которое может быть измерено. В активном поведении он выделял действие и социальные взаимодействия.

Действие вызывается побуждением. Как и Миллер и Доллард, Сирс исходит из того, что первоначально все действия связаны с первичными, или врожденными побуждениями. Удовлетворение или фрустрация, которые возникают в результате поведения, побуждаемого этими первичными драйвами, ведет индивида к усвоению нового опыта. Постоянное подкрепление специфических действий приводит к новым, вторичным побуждениям, которые возникают как следствие социальных влияний.

С момента возникновения у ребенка техники кооперирования с теми, кто заботится о нем, начинается социализация. По Сирсу, центральный компонент научения -это зависимость.

 

        2-ое поколение - Бандура развил идеи Миллера и Долларда о социальном научении. Он критиковал психоанализ Фрейда и бихевиоризм Скиннера. Восприняв идеи диадического подхода к анализу поведения человека. Бандура основное внимание уделял феномену научения через подражание. По его мнению, многое в поведении человека возникает на основе наблюдения за поведением другого. В отличие от своих предшественников Бандура считает, что для приобретения новых реакций на основе подражания не обязательно подкрепление действий наблюдателя или действий модели; но подкрепление необходимо для того, чтобы усилить и сохранить поведение, сформированное благодаря подражанию. А. Бандура и Р. Уолтере установили, что процедура визуального научения (то есть тренировка при отсутствии подкрепления или наличии косвенного подкрепления только одной модели) особенно эффективна для усвоения нового социального опыта. Благодаря такой процедуре у испытуемого формируется "бихевиоральное предрасположение" к ранее маловероятным для него реакциям. Научение посредством наблюдения важно потому, что с его помощью можно регулировать и направлять поведение ребенка, предоставляя ему возможность подражать авторитетным образцам. Бандура подчеркивает роль когнитивной регуляции поведения. У ребенка в результате наблюдения поведения модели строятся "внутренние модели внешнего мира". Теория социального научения признает, что влияние модели определяется информацией, которую она в себе содержит. Будет ли эта информация плодотворной, зависит от когнитивного развития наблюдателя.

 

Ассимилировав достижения в теории социального научения и, в особенности, идеи Сирса и Скиннера, Дж. Гевирц основное внимание уделил изучению условий возникновения социальной мотивации и привязанности младенца к взрослому. Подобно другим представителям теории социального научения, Гевирц считал, что социальное поведение подчиняется общим законам любого поведения с той лишь разницей, что стимулирующие воздействия среды опосредованы поведением других людей. Источником мотивации поведения ребенка, по мнению Гевирца, служит стимулирующее влияние среды и научение на основе подкрепления. Однако, подчеркивает он, недостаточно указать лишь на то, какая именно стимуляция и в каком объеме воздействовала на младенца; необходимо учитывать, при каких условиях данная стимуляция воздействует на ребенка и насколько она в совокупности с его поведением создает эффективные условия для научения. Большинство родителей в жизни (как и большинство теоретиков в области социального научения), напоминает Гевирц, придают особое значение самому факту подачи подкрепления (например, пищи или любви) и не учитывают при этом обстоятельств, при которых ребенок получает такую стимуляцию, и то, как эта стимуляция связывается с поведением ребенка. Так, родители, которых окружающие считают "любящими", могут проявлять, с их точки зрения, заботу и любовь к ребенку, но подобное поведение может не иметь никакого влияния на ребенка и даже, напротив, приводить к развитию неадекватного поведения. Но могут быть и такие случаи, когда родители, с точки зрения посторонних, равнодушно и "сухо" реагируют на ребенка, но в действительности, взаимодействуя с ним, они создают эффективные условия для его научения, и в результате воспитывается дружелюбный и общительный человек.
          Гевирц изучает не только, как формируется привязанность у младенца, но и как формируется привязанность у родителей; это крайне важно для понимания взаимодействия "мать - ребенок". Младенцы доставляют взрослым нескончаемое удовольствие. Разнообразные реакции младенца - улыбка, смех, вокализации - служат положительными подкрепляющими стимулами для поведения родителей, а реакция плача может быть важным отрицательным сигналом; поэтому прекращение плача, сопровождающее определенные действия взрослых, становится положительным подкреплением. Таким образом, младенец может формировать, а затем контролировать разнообразные виды поведения своих родителей. Например, в поведенческом репертуаре родителей могут появиться "детские" гримасы, телодвижения и звуки детского лепета, то есть такие реакции, которые могут вызвать подражание у ребенка, которое, в свою очередь, станет подкреплением для поведения родителей.
          Дж. Гевирц и Д. Баер подробно изучали проблему происхождения первых имитационных реакций. Гевирц считает, что первые подражательные ответы появляются случайно либо посредством научения. Скорость появления этих ответов и их сила возрастают в зависимости от подкрепления. В определенный момент накапливается достаточное количество подкреплявшихся ранее реакций, что приводит к возникновению обобщения подражания, оно становится относительно свободным от подкрепления.
          Д. Баер и его сотрудники изучали детей, в поведении которых почти не наблюдалось подражания (это дети с задержкой интеллектуального развития; дети, больные шизофренией, - в возрасте от 4 до 13 лет). Выработка первых актов имитации проводилась с помощью непосредственной, прямой организации двигательного акта испытуемых и подкрепления (обычно едой) за подражание образцу. В результате этих опытов подражание у испытуемых проявлялось чаще, чем до обучения. Дж. Гевирц, В. Хартуп и др. выступили против переноса этих данных, полученных при исследовании детей старшего возраста, для объяснения поведения здоровых детей в возрасте до одного года. Кроме того, по мнению этих исследователей, способ обучения прямым имитационным реакциям, который использовал Д. Баер, вряд ли играет большую роль в развитии подражания в реальных жизненных условиях. Предполагается, что акты подражания ребенка происходят от спонтанной имитации родителями своих детей. Следовательно, надо начинать с изучения родительского подражания как предшественника детской имитации.
          Начиная с 70-х годов в американской психологии изменилось представление о психологической природе ребенка: многие ученые отказались от взгляда на него как на объект, находящийся под воздействием семейных и культурных влияний, и стали рассматривать ребенка как существо активное, "информационный организм", влияющий на окружение и сам испытывающий его влияние.
          Многие ученые, в том числе и Дж. Аронфрид, продолжали развивать когнитивный подход к имитации, подчеркивали значение научения путем наблюдения и роль внутреннего подкрепления ответов. Аронфрид считает, что условием имитации должно быть совпадение наблюдения модели с сильным аффективным состоянием ребенка. Представление о поведении модели становится аффективно значимым, что и обусловливает последующее имитационное воспроизведение этого поведения. После многочисленных исследований психологи все более подчеркивают необходимость переноса акцента с изучения условий усиления или ослабления стимул-реактивных связей на изучение роли имитации в повседневной, реальной жизни ребенка.
          Современные американские психологи считают, что результаты коротких лабораторных экспериментов должны быть проверены в длительных лонгитюдных исследованиях естественного хода детского развития, в которых будут учтены факторы воспитания в семье и в группе сверстников.

 

Самым значительным направлением в исследовании развития ребенка в американской психологии считается теория социального научения. Н. Миллер и Дж. Доллард: лабиринт - модель среды для американского психолога, т.к. лабиринтная методика моделирует отношения между организмом и средой. Однако перенести эту модель отношений организма и среды на социальное поведение человека не просто. Преодолеть трудности переноса теории научения на социальное поведение американские ученые попытались на основе синтеза бихевиоризма и психоанализа. Миллер и Доллард первыми положили мост между бихевиоризмом и психоанализом. Они рассмотрели клинический материал как источник данных; по их мнению, психопатологическая личность лишь количественно отличается от нормального человека. Они полагают, что поведение как животного, так и человека, является следствием первичных (врожденных) побуждений (голод, жажда, боль). Использование З. Фрейдом понятия драйва (здесь в смысле: либидо) облегчило объединение поведенческой теории К. Халла с элементами психоаналитических наблюдений мотивационного развития в детстве. Миллер и Доллард заменяют принцип удовольствия принципом подкрепления (редукция драйва). Научение, по их мнению, это установление связи между ключевым стимулом и ответом, который он вызывает благодаря подкреплению. В эксперименте выяснились условия подражания лидеру (проводились на крысах и детях и были получены одинаковые результаты (чем сильнее побуждении, тем больше подкрепление усиливает стимульно-ответную связь)). Миллер и Доллард опираются на теорию травм Фрейда (детство – период преходящего невроза, ребенок не способен к высшим психическим процессам). В конце 30-хг. Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сирс и др. сделали попытку перевести важнейшие понятия психоаналитической теории личности на язык теории  научения К. Халла. Они наметили основные линии исследования: социальное научение в процессе воспитания ребенка, кросскультурный анализ – исследование воспитания и развития ребенка в разных культурах, развитие личности. В 1941г. Миллер и Доллард ввели термин «социальное научение». Центральная проблема концепции социального научения: проблема социализации. Социализация – это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального «гуманоидного» состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Различия новорожденных через 2-3 года – результат научения.

Концепции научения:

1.                       классическое обуславливание,

2.                       оперантное научение,

3.                       научение путем имитации, подражания.

При классическом обуславливании павловского типа испытуемые начинают давать один и тот же ответ на разные стимулы. При оперантном научении по Скиннеру поведенческий акт формируется благодаря наличию или отсутствию подкрепления одного из множества возможных ответов. А. Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации и идентификации. В классическом бихевиоризме проблема «развитие ребенка» специально не акцентируется - есть лишь проблема научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием воздействия среды.

Р. Сирс предложил принцип диадического анализа личности. Изучал отношения родителей и детей, находясь под влиянием психоанализа. Главное внимание уделяет влиянию родителей на развитие ребенка. Практика детского воспитания определяет природу детского развития. Поскольку действия каждого человека всегда зависят от другого и ориентированы на него, то многие свойства личности первоначально формируются в так называемых «диадических ситуациях». Диадические отношения - это отношения ребенка и матери, учителя и ученика, отца и сына и т.п. Нет строго фиксированных и неизменных черт личности (например, агрессивности и доброжелательности). Соответствующее поведение всегда зависит от личностных свойств другого члена диады. Сирс выделяет 3 фазы развития ребенка: фаза рудиментарного поведения – основывается на врожденных потребностях и научении в раннем младенчестве, в первые месяцы жизни; фаза первичных мотивационных систем – основывается на научении внутри семьи (основная фаза социализации); фаза вторичных мотивационных систем – основывается на научении вне семьи. Новорожденный находится в состоянии аутизма, его поведение не соотносится с социальным. Подкрепление исходит от матери. Ребенок адаптирует свое поведение так, чтобы вызывать постоянное внимание с ее стороны (реципрокное поведение матери). В диадических отношениях ребенок научается контролировать ситуацию, и сам постоянно находится под контролем. Подкрепление в диадических отношениях всегда зависит от контактов с другими, оно присутствует уже в самых ранних контактах ребенка и матери, когда ребенок путем проб и ошибок учится удовлетворять свои органические потребности с помощью матери. В результате взаимно удовлетворяющих взаимодействий возникают вторичные подкрепления и подкрепляющие стимулы для обоих членов пары (разговор, поглаживание). Вторым следствием взаимодействия матери и ребенка является развитие у обоих членов пары ожиданий.

Должно существовать определенное, заранее предсказуемое взаимоотношение  между практикой родительского ухода за ребенком и зависимым поведением у детей. Социальная среда (пол ребенка, его положение в семье, счастье его матери и др.), в которой рождается ребенок, оказывает влияние на его развитие.  Первая фаза развития ребенка связывает биологическую наследственность новорожденного с его социальным наследием. Эта фаза вводит младенца в окр. среду и составляет основу для расширения его взаимодействия с окр. миром. Вторая фаза развития ребенка длится со второй половины второго года жизни до поступления в школу. Первичные потребности превращаются во вторичные побуждения. Мать должна воспитать у ребенка желание социализироваться. Ребенок стремится осваивать действия, которые приносят удовлетворение для него и удовлетворяют его родителей. Когда ребенок становится старше, мать начинает видеть в эмоциональной зависимости поведение, которое надо изменить. Зависимость в отношениях с матерью у ребенка модифицируется, в жизнь ребенка входят другие люди. На третьем году жизни ребенка появляется идентификация его с родителями, что приводит ребенка к умению действовать как другие. Зависимость – принципиальный источник идентификации как процесса, который происходит без обучения со стороны родителей. Сирс выделяет 5 форм зависимого поведения: “поиск негативного внимания”, “поиск постоянного подтверждения”, “поиск позитивного внимания”, “пребывание поблизости”, “прикосновение и удержание”.

А. Бандура наиболее полно развил идеи Миллера и Долларда о социальном научении. Критиковал Фрейда и Скиннера. Основное внимание уделял феномену научения через подражание (процедура визуального подкрепления особенно эффективна для усвоения нового социального опыта). Бандура провел множество исследований посвященных детской и юношеской агрессивности (показ фильмов). Бандура включил в схему «стимул – реакция» 4 промежуточных процесса для объяснения того, как подражание приводит к формированию нового поведенческого акта: 1) внимание ребенка к действию модели, 2) память, сохранение информации о воздействиях модели, 3) двигательные навыки, позволяющие воспроизвести то, что наблюдатель воспринимает, 4) мотивация, определенное желание ребенка выполнить то, что он увидел. Т.о., А. Бандура признает роль когнитивных процессов в становлении и регуляции поведения на основе подражания (отход от позиции Миллера и Долларда).

 

 

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Главное меню

  • Главная
  • Возрастная психология. Ответы на экзаменационные вопросы
  •  Возрастная психология, психология развития
  • Детская психология
  • Тематические статьи
  • Ответы к экзамену по Возрастной психологии
  • Ответы к экзамену Возрастная психология
  • Ответы по психологии развития
  • Ответы на билеты по психологии развития
  • Лекции по возрастной психологии
  • Шпаргалки по возрастной психологии
topweddingsthings
Powered by Warp Theme Framework