Теория периодизации Д.Б.Эльконина.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Д. Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу. Она открывается ориентацией в сфере человеческих отношений. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.
Закон чередования, периодичности в детском развитии позволяет по-новому представить периоды (эпохи) в стадии онтогенеза психики.
Развивая идеи Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:
Социальная ситуация развития. Это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит Основной, или ведущий тип деятельности ребенка в этот период. При этом
необходимо рассматривать не только вид деятельности, но и структуру деятельности в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип деятельности ведущий.
Основные новообразования развития. Важно показать, как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к ее "взрыву" -- кризису.
Кризис. Кризисы -- переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. Можно сказать вслед за Л. С. Выготским:
"Если бы кризисы не были открыты эмпирически, их нужно было бы выдумать теоретически". Раскрыть психологическую сущность кризиса -- значит понять внутреннюю динамику развития в этот период.
Таблица 7. Периоды и стадии детского развития по Д. Б. Эльконнну
Раннее детство
Детство
Отрочество
Младенчество
Ранний возраст
Дошкольный возраст
Младший школьный возраст
Подростковый возраст
Ранняя юность
М-Т
М-Т
М-Т
0-Т
0-Т
0-Т
Кризис новорожденности
Кризис 1 года
Кризис3 лет
Кризис7 лет
Кризис 11-12 лет
Кризис15 лет
М-П -- мотивационно-потребностная сф ера личности, 0-Т -операционально-техническая сфера личности.
Гипотеза Д. Б. Эльконина, учитывая закон периодичности в детском развитии,
неновому объясняет содержание кризисов развития. Так, 3 года и 11 лет -- кризисы
отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7
лет -- кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.