Психологическая характеристика подросткового возраста.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Историческая и социальная обусловленность развития личности ведет к отсутствию стабильных границ подросткового возраста. Различное понимание возрастных рамок. Многие относят начало подросткового возраста к 14 годам (связь с половым созреванием). Эриксон 13-19. Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Ст.Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд противоречий. Он назвал этот возраст периодом «бури и натиска». Содержание описывал как кризис самопознания, преодолев который, человек приобретает «чувство индивидуальности». Эриксон охарактеризовывает этот период становлением идентичности. Выготский особое внимание обращает на развитие мышления: овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. Под влиянием абстрактного мышления воображение подростка «уходит в сферу фантазий». Также Выготский отмечает следующие новообразования: развитие рефлексии, и на ее основе – самопознания. Эльконин пишет, что учебная деятельность совершает поворот от направленности на мир к направленности на самого себя. Центральным новообразование подросткового возраста – возникновение представления о себе как «не о ребенке», подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Виды взрослости по Драгуновой: подражание внешним признакам взрослости, равнение подростков-мальчиков на качества «настоящего мужчины», социальная зрелость, интеллектуальная взрослость. Божович тоже отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять «взрослую» позицию. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. В подростковом возрасте возникают и формируютя нравственные убеждения. Одновременно формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. В этот период у подростка происходит осознание собственной индивидуальности; это стадия духовного развития, хоть она и связана с комплексом психофизиологических процессов. Этот процесс идет изнутри в открытый мир. У девочек пубертатный период, как правило, начинается раньше мальчиков, в среднем, на 2-3 года. Если девушки начинают «созревать» к 11-14 годам, то мальчики – только к 14-16. Для психики подростка в этот период характерны застенчивость, неопределенность, внутренние противоречия, агрессивность. Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости. Наиболее частые причины разногласия подростка и родителя – это утрата близости родителей с подростком и попытка родителей снова его воспитывать в соответствии со своими замыслами. Для подросткового возраста свойственны: максимализм суждений, эгоцентризм мышления. Родителям подчас бывает трудно общаться со своим ребенком-подростком. Поскольку тот уверен, что родительские советы уже неактуальны, да и вообще ему не подходят. Если родители слишком «давят» на своего ребенка, то он становится агрессивным. Агрессия на этом этапе – это защита от «натиска» взрослых. Для самого подростка это время выбора своей будущей профессии, самоопределения, спутника жизни, стиля поведения. В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием себя – своих возможностей и стремлений, - но и пониманием своего места в обществе и своего назначение в жизни.