Предмет возрастной психологии ее проблемы и задачи.
Область науки, изучающая закономерности психического развития человека и его психологические особенности на различных возрастных ступенях, называется возрастной психологией.
Предмет психологии развития и возрастной психологии:
- Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики
- Развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)
- Развитие различных видов деятельности (активности)
- Формирование качеств личности
- Возрастные и индивидуальные психологические особенности
Предмет возрастной психологии - есть возрастная динамика психики человека, развитие и изменение психических процессов, качеств личности.
Проблемы современной возрастной психологии.
1. Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека; (Учитывая органические поражения или перенесенные в раннем возрасте заболевания, влияющие на развитие психики либо задерживающие ее процессы, становится понятно, что без органического созревания невозможно развитие психики. Некоторые ученые считают влияние внешней среды более значимым, чем развитие организма.)
2. Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?); (под стихийными – процессы, возникающие сиюминутно при взаимодействии с социумом.)
3. Проблема соотношения и выявления задатков и способностей; (Каждый человек рождается с определенными задатками. Зависит ли в дальнейшем их наличие на развитие у ребенка определенных способностей? Чем являются задатки, и обусловлены ли они генетически? Можно ли к ним присоединить те психические качества, которые человек приобретает?)
4. Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка. (Что в большей степени влияет на психическое развитие: личностный рост или интеллектуальное развитие? Может быть, эти процессы сами зависят друг от друга?)
Задачи психологии развития:
1. Раскрытие общих закономерностей развития
2. Установление причин перехода от одной стадии к другой
3. Периодизация возрастных периодов
4. Психологическая картина каждой стадии
5. Изучение ведущих факторов развития