Возрастная периодизация интеллектуального развития Ж.Пиаже.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Периодизация развития интеллекта Ж. Пиаже рассматривает когнитивное развитие как последовательность стадий:
- стадию сенсомоторного интеллекта (от 0 до 2 лет),
- стадию дооперационального интеллекта (от 2 до 7 лет),
- стадию конкретных операций (от 7 до 11—12 лет)
- стадию формально-логических операций (от 12 до 17 лет).
Сенсомоторный интелект — понятие, введенное Ж. Пиаже для обозначения стадии развития интеллекта (от рождения до 2 лет), предшествующей периоду интенсивного овладения речью, при прохождении которой достигается координация восприятия и движения. На этой стадии ребенок взаимодействует с объектами, их перцептивными и моторными сигналами, но не со знаками, символами и схемами, репрезентирующими объект. Этот период разбивается на шесть частных стадий:
1. Упражнение рефлексов (от 0 до 1 мес.);
2. Первые навыки и первичные круговые реакции (от 1 до 4–6 мес.);
3. Координация зрения и хватания и вторичные круговые реакции, когда происходит разведение цели и средств ее достижения (от 4–6 до 8–9 мес.);
4. Стадия „практического“ интеллекта, когда для достижения цели начинают применяться орудия (от 8 до 11 мес.);
5. Третичные круговые реакции и поиск новых средств для достижения цели, когда ребенок начинает опробовать собственные движения вне достижения конкретных целей (от 11—12 до 18 мес.);
6. Ребенок комбинирует интериоризованные схемы действия для решения новых задач, что позволяет их решать во внутреннем плане (от 18 до 24 мес.)
Дооперациональное мышление — стадия развития интеллекта ребенка от 2 до 7 лет, выделенная в концепции Ж. Пиаже. Характеризуется началом формирования символической функции, которая позволяет различать обозначаемое и обозначающее и выступает основной плана представления. Первоначально в качестве средства обозначения ребенком используются отсроченная имитация, игровой символ, рисунок, умственный образ, конструкции речи. За счет этого ребенок может мысленно расчленять объект, составлять его из частей. На этой стадии, как правило, еще отсутствуют полноценные обратимые операции и понятие о сохранении, но создаются условия для их формирования. Это достигается переходом действий в умственный план и их сокращением, что позволяет во внутреннем плане одновременно представить себе и прямое, и обратное действие, тогда как во внешнем плане их можно выполнить только последовательно. При этом ребенком должен быть преодолен собственный эгоцентризм или центрация на ярких, но мало существенных свойствах предметов.
Ещё на стадии дооперациональных представлений ребёнок приобретает способность совершать некоторые действия с представлениями. Но только в период конкретных операций эти действия начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий (в отличие от ассоциативных связок). Такие действия называются операциями. Операции — «действия, интериоризованные и организованные в структуры целого»; операцией называется «любой акт представления, являющийся составной частью организованной сети соотнесённых друг с другом актов»[3]. Всякая совершаемая (актуализируемая) операция является элементом целостной системы возможных (потенциальных) в данной ситуации операций.
У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками. Группировка — форма подвижного равновесия операций, «система уравновешивающихся обменов и трансформаций, бесконечно компенсирующих друг друга». Одна из простейших группировок — группировка классификации, или иерархического включения классов. Благодаря этой и другим группировкам ребёнок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии, тогда как раньше его возможности были ограничены трансдукцией и установлением ассоциативных связей.
Ограниченность этой стадии состоит в том, что операции могут совершаться только c конкретными объектами, но не с высказываниями. Начиная с 7—8 лет «можно наблюдать образование систем логических операций над самими объектами, их классами и отношениями, не касающихся пока пропозиций как таковых и образующихся только по поводу реального или воображаемого манипулирования с этими объектами». Операции логически структурируют совершаемые внешние действия, но аналогичным образом структурировать словесное рассуждение они ещё не могут.
от 12 лет - стадия формальных операций - формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.