Возрастная периодизация нравственного развития Кольберга.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Качественные особенности стадии - это доминирующая характеристика морального развития ребёнка в данный период, при этом ребёнок может демонстрировать понимание морали соответственно уже пройденным стадиям и порой переходить в своём понимании на следующую, более высокую стадию (но не дальше). Переход ребёнка на более высокую стадию невозможен без поощрения, обучения или практики. Более того, дети склонны задействовать высшую из достигнутых к настоящему времени стадий.
Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека.
Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.
I уровень: Страх наказания (до 7 лет).
1. Страх перед правом силы.
2. Страх быть обманутым и недополучить благ.
II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).
3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.
4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.
III уровень: Совесть (после 16 лет).
5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.
6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.
Уровень-1: Доморальный уровень |
|
Стадия-1 |
Ориентация на порицания и поощрения (сам результат поведения определяет, правильным ли оно было) |
Стадия-2 |
Простой инструментальный гедонизм (удовлетворение собственных потребностей определяет, что является хорошим) |
Уровень-2: Мораль конвенциональной ролевой конформности |
|
Стадия-3 |
Ориентация «хороший мальчик - милая девочка» (что нравится другим, то и хорошо) |
Стадия-4 |
Мораль долженствования (поддержание закона и порядка, выполнение долга - это хорошо) |
Уровень-3: Уровень собственных моральных принципов |
|
Стадия-5 |
Мораль соглашения и демократического закона (общественные ценности и права человека определяют, что хорошо, а что плохо) |
Стадия-6 |
Мораль, основанная на индивидуальных принципах совести (что хорошо, а что плохо, определяется индивидуальной философией в соответствии с универсальными принципами) |