Проблема созревания и развития в возрастной психологии.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Когда весь организм или какой-нибудь его орган увеличивается, становится сильнее, работоспособней и тоньше по своей структуре, во всех этих случаях мы имеем дело с развитием. Нужно различать две формы развития: развитие как роста или созревание и развитие — обучение. Рост и созревание — это такие процессы развития, течение которых зависит от унаследованных особенностей индивидуума; так же как и законченный при рождении морфологический признак, например, форма черепа. Рост и созревание, правда, не вполне независимы от внешних воздействий; плохое питание тормозит рост; в наиболее тяжелых случаях оно приносит даже вред. Даже и в пределах «нормальных» условий, среда влияет на рост и созревание, причем она определяет всю сумму проявлений индивидуума. Дети, растущие близко к природе, стимулируются обстановкой к бегу, прыганью, плаванью и т.д. У детей, воспитывающихся в тесном помещении, развиваются мелкие движения пальцев. Простой факт частого употребления какого-нибудь органа, например, какой-либо мышцы, влияет на его специфическую функциональную деятельность. В противоположность созреванию под обучением мы понимаем изменение работоспособности, возникающей на основе достаточно определенных, индивидуально выработанных действий. Если я хочу научиться играть в карты, то для этого недостаточно того, что я расту в среде, оптически благоприятной, и что мои пальцы достигли известной ловкости, но я сначала должен ознакомиться с каждой картой. То обучение, которое мы имеем здесь в виду, не является следствием вероятных задатков и может в жизни не наблюдаться, а проявляется лишь как вновь приобретенная форма.