Интериоризация психической деятельности. Происхождение внутренней психической деятельности из деятельности внешней.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Интериоризация — переход извне внутрь. Согласно Л.С. Выготскому, всякая человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, а лишь затем в результате интериоризации становится компонентом психики отдельного индивида. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать не мешая окружающим.
В психологию понятие интериоризации было введено представителями французской психологической школы (Ж.Пиаже, П.Жане, А.Валлон и др.) и советским психологом Л. С. Выготским. Выготский выделял 2 главных момента, которые должны быть положены в основание психологической науки. Это орудийная ("инструментальная") структура деятельности человека и ее включенность в систему взаимоотношений с другими людьми. Орудие опосредствует деятельность, связывающую человека не только с миром вещей, но и с другими людьми. Благодаря этому его деятельность впитывает в себя опыт человечества.
Существуют средства и способы передаваемые окружающими людьми в процессе сотрудничества, в общении с ними. Но передать средство, способ выполнения того или иного процесса невозможно иначе, как во внешней форме - в форме действия или в форме внешней речи. Другими словами, высшие специфические человеческие психологические процессы могут родиться только во взаимодействии человека с человеком. Происхождение внутренней психической деятельности происходят из практической деятельности, исторически сложившейся в результате образования человеческого, основанного на труде общества, и что у отдельных индивидов каждого нового поколения они формируются в ходе онтогенетического развития. Состоит в том, что одновременно происходит изменение самой формы психического отражения реальности: возникает сознание - рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя.
Т. о., процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предсуществующий внутренний"план сознания"; это - процесс, в котором этот внутренний план формируется.
Понятие интериоризации является одним из ключевых в современной образовательной психологии США.