Новорожденность
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Новорожденный - от момента рождения до одного-двух месяцев. Ребенок обладает сравнительно фондом безусловнорефлекторных форм поведения, приспособлений к внешней среде. К ним относятся рефлексы, регулирующие протекание различных физиологических функций: сосательный рефлекс, оборонительные и ориентировочные рефлексы, а также несколько специальных двигательных рефлексов, хватательный и опорный рефлексы, рефлексы переступания и др. Все они регулируются спинномозговыми и подкорковыми нервными центрами, которые, так же как и органы чувств ребенка, в достаточной мере созревают к моменту рождения. На большую часть внешних воздействий новорожденный отвечает глобальными, недифференцированными движениями ручек и ножек. Кора больших полушарий еще не полностью сформировалась: нервные клетки почти не имеют ответвлений, проводящие пути не покрыты защитными миелиновыми оболочками. Это приводит к широкой иррадиации возбуждения и затрудняет образование условных рефлексов. Отсутствие значительного количества врожденных форм поведения составляет не слабость, а силу ребенка — он обладает почти безграничными возможностями усвоения нового опыта, приобретения новых форм поведения, присущих человеку.
Необходимое условие нормального созревания мозга в период новорожденности — активное функционирование анализаторов. Если ребенок попадает в условия сенсорной изоляции (отсутствие достаточного количества внешних впечатлений), его развитие резко замедляется. Отличительная особенность развития новорожденного та, что деятельность его анализаторов формируется быстрее, чем соматические (телесные) движения, причем особенно интенсивно формируется деятельность высших анализаторов — зрения и слуха. На этой основе развивается ориентировочный рефлекс и начинают складываться все более разнообразные условно рефлекторные связи. Уже в первые десять дней жизни у многих новорожденных появляется условный рефлекс на положение при кормлении. В первые два месяца могут образовываться условные рефлексы со всех анализаторов.
Развитие ориентировочного рефлекса выражается в появлении зрительного и слухового сосредоточения, во время которого тормозятся импульсивные и хаотические движения. Если впервые дни после рождения состояния сна и бодрствования еще мало дифференцированы, то к концу периода новорожденности происходит их расчленение, бодрствование приобретает более содержательный, активный характер. Возникающая психическая активность проявляется в подавлении импульсивной двигательной активности.
К двум-трем месяцам у ребенка появляются особые формы реагирования на взрослых. Младенец выделяет взрослого как необходимого посредника при контакте с окружающим миром, как источник удовлетворения потребностей. Постепенно на появление взрослого у ребенка вырабатывается специфическая эмоционально-двигательная реакция, которую называют комплексом оживления. Комплекс оживления выражается бурным движением ручек и ножек. Ребенок сосредоточивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему. Появление комплекса оживления принято считать концом периода новорожденности и началом младенчества.