Развитие памяти у дошкольников
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку действуя человек опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в синтезе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в одну систему, направленную на осознание окружающей действительности.
В младенчестве память функционирует “внутри” ощущений и восприятий. Она проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания, характеризуется недлительным сохранением. Материал фиксируется ребенком непроизвольно. Сначала у малыша развивается двигательная и образная память. К концу первого года складываются предпосылки для развития словесной памяти.
В раннем возрасте происходит обогащение содержания представлений. Возрастает объем и прочность сохранения материала, появляется новый процесс памяти – воспроизведение. Бурное развитие получает словесная память.
В дошкольном возрасте начинает преобладать образная память. Все больше объединяясь с речью и мышлением, она приобретает интеллектуальный характер. Словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное сознание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Складываются элементы произвольной памяти как способности регуляции данного процесса, сначала со стороны взрослого, а затем и самого ребенка. Формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами и навыками. По мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.