Особенности темперамента дошкольника
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Все имеющиеся в распоряжении ученых факты свидетельствуют, что уже в самом раннем возрасте следует обращать внимание на поведенческую активность и доминирующий эмоциональный тонус малыша – они могут быть свидетельством особенностей его темперамента. Создавая благоприятную среду развития, можно компенсировать "неудобные" особенности типа темперамента.
Ребенок сангвинического темперамента строен, изящен. В движениях быстр и подвижен. Ум его – живой и острый, но не за счет глубины и вдумчивости. Он жизнерадостен, любит наслаждения, стремится к ним. Чувства быстро нарастают, но захватывают его поверхностно: он берется с горячностью за всякое новое предприятие, но, не имея настойчивости довести его до конца, быстро к нему охладевает.
Иного склада ребенок флегматического темперамента. Часто физически упитанный, он медлителен в своих движениях, инертен, ленив. Его ум последовательный, вдумчивый и наблюдательный. Его чувства не горячи, но постоянны. Если уж берется за какое-нибудь дело, которое его увлекает, то доводит его до конца.
Ребенок холерического темперамента слишком решителен и быстр, а потому часто опрометчив в своих движениях. Он настойчив и резок в осуществлении своих замыслов. Его острый и насмешливый ум слишком категоричен в своих выводах. Чувства слишком страстны и резки в проявлениях симпатии и антипатии. Он склонен к борьбе всякого рода.
Меланхолический темперамент проявляется в серьезности, медлительности и основательности. С глубоким, вдумчивым умом, ребенок меланхолического темперамента непреклонен и настойчив до фанатизма в своих излюбленных взглядах. Крайне впечатлительный и замкнутый, он редко проявляет свои чувства.
Каждый тип темперамента обладает своими достоинствами и недостатками или сильными и слабыми качествами.
Большинству родителей приходится переживать вместе с ребенком моменты, когда "острые углы" его темперамента еще больше "заостряются": в эти кризисные периоды срабатывает закон "сложения индивидуальных и возрастных особенностей" развития. Это означает, что общая для всех возрастная тенденция развития к повышению возбудимости, неуравновешенности (как правило, это происходит в 3 года, а затем в 6 лет) может "наложиться" на природную "слабость" или природную "неуравновешенность", как это, имеет место, например, у детей меланхолического или холерического типов темпераментов.
Следующий возрастной рубеж, чреватый возможными "осложнениями" со стороны темперамента - переход от дошкольного детства к школьному. Возрастной особенностью всех детей этого возраста, по сравнению с взрослыми, является меньшая выносливость и относительная инертность нервной системы. Поэтому, как правило, они в очень малой степени обладают выносливостью к нервным нагрузкам, устойчивостью к различного рода помехам, очень возбудимы, впечатлительны, эмоциональны, с трудом переключаются с одной деятельности на другую, медлительны, плохо переносят ситуации, связанные с дефицитом времени. У флегматиков и меланхоликов эти возрастные особенности работы нервной системы (вспомним о законе совмещения возрастного и типологического) могут привести к парадоксальным картинам поведения: крайняя степень утомления может выражаться в повышенной суетливости, хаотичной двигательной активности, нарастании возбуждения. Нередки агрессивные выходки, бурные эмоциональные реакции, плач. Встречаются также дети с противоположной внешней картиной поведения: ребенок спокойный, тихий, послушный. Однако на занятиях обнаруживается, что он не в состоянии сконцентрировать свое внимание, выполнять задание, если есть какие-то посторонние помехи; на незначительные замечания он может чрезвычайно болезненно отреагировать, заплакать. И это тоже проявления меланхолического темперамента. Для таких детей необходима особая организация режима труда и отдыха, для них целесообразно создавать более спокойные, щадящие условия, избегать перегрузок, давать возможность кратковременного отдыха при выполнении длительных напряженных заданий. Особая осторожность требуется при оценке их достижений: если они невысоки, то лучше похвалить такого ребенка за старание, приложенные усилия, внушить уверенность, что в следующий раз у него получится лучше, иными словами, учитывать его впечатлительность, повышенную ранимость, неуверенность в своих силах.