Теория конвергенции двух факторов (Штерн)
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
В. Штерн считал, что психическое развитие - это результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Ни об одной функции, ни об одном свойстве нельзя спрашивать: происходит ли оно извне или изнутри? – действует и то и другое, но в разных соотношениях. За проблемой соотношения двух факторов, которые влияют на процесс психического развития ребенка, чаще всего скрывается предпочтение фактора наследственной предопределенности развития. Но даже и в том случае, когда исследователи подчеркивают примат среды над наследственным фактором, им не удается преодолеть биологизаторский подход к развитию, если среда обитания и весь процесс развития трактуется как процесс приспособления, адаптации к условиям жизни. В. Штерн был сторонником концепции рекапитуляции:
первые месяцы младенческого периода: еще неосмысленное рефлекторное и импульсивное поведение - стадия млекопитающего;
второе полугодие: развитие схватывания предметов и подражания - стадия высшего млекопитающего - обезьяны;
овладение вертикальной походкой и речью - начальные ступени человеческого состояния;
первые пять лет: игры и сказки - первобытные народы;
поступление в школу: овладение более высокими социальными обязанностями - вступление человека в культуру с ее государственными и экономическими организациями;
первые школьные годы: простое содержание античного и ветхозаветного мира;
средние годы: черты фанатизма христианской культуры,
период зрелости: духовная дифференциация - культура Нового времени.