Формирование личности в дошкольном возрасте

Опубликовано в Шпаргалка. Психология развития.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Формирование личности в дошкольном возрасте

ребенок активно присваивает из своего окружения те ценности, которые определяют развитие его самосознания. Рассмотрим те звенья структуры самосознания, которые впервые получают интен¬сивное развитие в дошкольном возрасте или впервые заявляют о себе.

Имя и его значение. В дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать, что он имеет индивидуальное имя. При нормальных от¬ношениях в семье он любит свое имя, так как постоянно слышит неж¬ное к себе обращение. Ему нравятся все домашние варианты его дет¬ского имени, он уже знает, как его будут называть, когда он станет взрослым.  Благодаря имени и местоимению «Я» ребенок научается выделять себя как персону. Имя приобретает особый личностный смысл. Оно позволяет ребенку представить себя обособленным от других, исклю¬чительным человеком.

В дошкольном возрасте ребенок постигает ценность имени через утверждение своего достоинства. Имя и достоинство начинают соеди¬няться в самосознании ребенка, с одной стороны, через сказки, фольк¬лор, а с другой стороны - через реальные отношения с другими.

Внешний образ. В дошкольном возрасте ребенок начинает овладе¬вать мимикой и телесной экспрессией.

Лицо. В дошкольном возрасте происходят выраженные конститу¬ционные и мимические изменения лица ребенка. Лицо постепенно становится все более овальным, что связано с ростом лицевого черепа, с преобразованием челюстей и с изменением строения щек.

Общение с родителями, с другими взрослыми и со сверстниками учит ребенка усвоению мимики через его идентификацию с эмоциями тех, с кем он общается.

Формирование образа тела. В нормальных условиях благодаря со¬участию взрослого ребенок постоянно упражняется в разнообразных движениях и действиях. Многочисленные действия, которые он совер¬шает вместе со взрослым, представляют собой не просто мускульную работу, но формируют сложные интегративные связи между мускульной работой, зрением, осязанием, телесным чувством равновесия и координированности в пространстве, а также общим результатом всех усилий и переживаний. Вследствие этого даже самый простой акт телесной работы конструирует образ действия. Равновесие мышечного напряжения при выполнении движений и действий плохо дается ребенку раннего возраста, в дошкольном воз¬расте наблюдается продвижение в этом отношении. Ребенок научается соизмерять телесное движение к цели. Овладение мускуль¬ной координацией, сопряженной с впечатлениями от других органов чувств, дает интегрированное рефлек¬сивное переживание от происходящих в теле позитивных изменений.

Притязание на признание со стороны взрослого. Притязание на признание проявляет себя и в том, что ребенок начинает бдительно следить за взрослым: какое внимание он оказывает ему, а какое - его сверстнику или братишке.

Потребность в признании в дошкольном возрасте выражается в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах. Ребе¬нок пытается предвидеть реакцию других людей на свой поступок, при этом он хочет, чтобы люди были ему благодарны, признавали его хорошие поступки.

Притязание на признание среди сверстников. Возникнув в процессе общения со взрослым, потребность в признании в дальнейшем пере¬носится и на отношения со сверстниками. В этом случае потребность в признании получает развитие на принципиально новых основаниях:

если взрослый стремится поддержать ребенка в его достижениях, то сверстники вступают в сложные отношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то притязания в пер¬вую очередь отрабатываются в самой игре и в реальных отношениях по поводу игры.

В игре потребность в признании проявляется в двух планах: с од¬ной стороны, ребенок хочет «быть как все», а с другой - «быть лучше, чем все».

Негативные личностные образования. Развитие детей в общении с другими людьми будет неполным, если ребенком не движет потреб¬ность быть признанным. Но реализации этой потребности могут со¬путствовать и негативные образования, например, такие, как ложь -нарочитое искажение истины в корыстных целях или зависть - чувст¬во досады, вызванное благополучием, успехом другого.

Детская ложь. В дошкольном возрасте самоутверждение ребенка все чаще реализует себя в форме лжи.

Нереализованное притязание на признание может привести к не¬желательным формам поведения, когда ребенок начинает нарочито придумывать неправду.

Ложь как нарочитое искажение истины появляется тогда, когда ребенок начинает понимать необходимость подчиняться определен¬ным правилам, провозглашаемым взрослым. Ложь возникает как компенсация недостаточности волевого (произвольного) поведения.

Грубо изобличенная ложь, возникающая как средство реализации неосу¬ществленных притязаний на признание, не приведет к положитель¬ным результатам. Взрослый должен суметь оказать ребенку доверие и выразить уверенность в том, что он не будет впредь унижать себя ложью.

Детская зависть вызывается тем, что у дошкольников на первый план выходят внешние социальные отношения и социальная иерар¬хия - «кто главнее».

Распределяя роли в присутствии заинтересованных сверстников, часть детей предлагает главную роль другому безоговорочно, часть детей заявляет свое право на главную роль. Наблюдения за поведением детей при распределении ими ролей приводят к выводу, что открытое заявление своих притязаний на главную роль зависит не столько от внутренних притязаний на место, сколько от ощущения возможности получить это место.

Ребенок боится риска, он избегает возможности быть отвергнутым и не получить значимого для него места. Однако притязание на зна¬чимое место среди сверстников обретает для него личностный смысл. Подавление притязания на лучшее место порождает зависть.

Негативные образования, сопутствующие общему развитию, яв¬ляются естественными для раннего онтогенеза личности.

Половая идентификация - отождествление себя с физическим и психологическим полом мужчины или женщины и стремление соот¬ветствовать принятым в культуре, прежде всего в семье, стереотипам мужского и женского поведения.

Идентификация со своим полом получает столь глу¬бокое проникновение в самосознание личности, что интегрирует по всем звеньям самосознания.

На протяжении дошкольного возраста ребенок по нарастающей начинает присваивать поведенческие формы, интересы, ценности сво¬его пола. Уже в четырехлетнем возрасте проявляется глубинное пси¬хологическое различие в ориентациях мальчиков и девочек.

Предпочтение тех или иных игрушек отражает действенное проникновение детей в специфику мужской и женской деятельности. Мальчики больше знают и умеют в сфере техники, а девочки - в сфере быта.

Психологическое время личности - индивидуальное переживание своего физического и духовного изменения в течение времени, пред¬ставленное в самосознании личным прошлым, настоящим и буду¬щим. В детском возрасте ребенок только лишь открывает для себя существование своего индивидуального прошлого, настоящего и будущего. В дошкольном возрасте для формирования жизненной перспективы детской личности необходимо заинтересованное участие взрослого.

 Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: "я рад", "я огорчен", "я сердит".

Роль этических эталонов в формировании личности ребенка. В культуре любого народа исторически выработаны обобщенные эта¬лоны этической оценки. Они выступают в качестве взаимосвязанных полярных категорий добра и зла. Ребенок постигает значение этиче¬ских эталонов через рассудочное и эмоциональное общение со взрос¬лым или другим ребенком. Нравственное развитие ребенка в большой мере зависит от того, насколько у него развита способность соотно¬сить свои действия с этическими эталонами.

В практике воспитания существуют эффективные методы формиро¬вания нравственных качеств личности ребенка. Весьма продуктивным является метод, когда ребенок ставится в такие условия, где он вынуж¬ден сопоставлять свои реальные действия с этическими эталонами.

Формирование положительных личностных качеств через соотне¬сение реальных поступков ребенка с нравственными эталонами будет эффективным, если взрослый говорит с ним доверительно и доброже¬лательно, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не соответствовать положительной модели. Если взрослый приравнивает будущее поведение ребенка к положительному эталону поведения, то это дает желаемый сдвиг в дальнейшем развитии личности ребенка.

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Главное меню

  • Главная
  • Возрастная психология. Ответы на экзаменационные вопросы
  •  Возрастная психология, психология развития
  • Детская психология
  • Тематические статьи
  • Ответы к экзамену по Возрастной психологии
  • Ответы к экзамену Возрастная психология
  • Ответы по психологии развития
  • Ответы на билеты по психологии развития
  • Лекции по возрастной психологии
  • Шпаргалки по возрастной психологии
topweddingsthings
Powered by Warp Theme Framework