Особенности развития воображения в дошкольном возрасте.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
В 3 года, когда появляется у ребенка символическая игра (замещения) можно говорить о появлении воображения. Судить о развитии воображения дошкольника можно по ролям, по его рисункам, поделкам.
О.М. Дьяченко показала, что воображение в своем развитии проходит те же этапы, что и другие психические процессы:
непроизвольное (пассивное) сменяется произвольным (активным), непосредственное - опосредованным. Основным орудием овладения воображения становятся сенсорные эталоны. В 3-5 лет у ребенка преобладает репродуктивное воображение. Оно заключается в механическом воспроизведении полученных впечатлений в идее образов(
рассказ, сказка, просмотр TV).В 5-7 лет репродуктивное воображение превращается в творческое. В этом процессе участвует мышление. Этот вид воображения применяется и совершенствуется в сюжетно-ролевых играх. Функции воображения: познавательная; аффективная.Аффективная функция защищает растущую, ранимую слабо защищенную душу ребенка от переживаний и травм. Защитная реакция выражается в том, что через воображаемую ситуацию может произойти разрядка возникающего напряжения и разрешения конфликта, которое сложно обеспечить в реальной жизни. Познавательноая формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова.
Вывод: детское воображение имеет особенное значение:1) дает ребенку новые знания;2) выполняет защитную функцию.
Воображение имеет свои особенности:
1.вызывает у ребенка сильные эмоции;
2. дети верят в то, что они воображают;
3. воображение гораздо сильнее и ярче, чем у взрослых, но оно не такое разнообразное;
4. психологи считают, что воображение - это новообразование дошкольного возраста.
Формы проявления воображения.
- включение ребенка в воображаемый контекст. В потешках звуками, словами и движениями создается воображаемый образ.- в сюжетно ролевой игре. Причем в этой деятельности воображение работает в нескольких направлениях. Во-первых, дети по-новому используют предметы и придают им разнообразные воображаемые функции. Во-вторых, огромное влияние не ребенка оказывает образ воображаемой роли. Стоит какое-либо скучное занятие перевести в план ролевого действия, как оно сразу же охотно выполняется ребенком.
- в режиссерской игре. Даже 3-летние дети с удовольствием наделяют игрушки ролями и проигрывают с ними различные сюжеты. Воображение все больше отделяется от действия и переносится в речевой план.
- в рисовании и сочинении сказок и стишков. Здесь, так же как в игре, дети сначала опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге, а потом уже сами планируют свое произведение.
Развитие воображение проходит этапы:
1. «Опредмечивание» образа действиями (регулирует свое воображение);2. Детское аффективное воображение: в начале негативные эмоциональные переживания символически выражаются в героях сказок; затем он начинает строить воображаемые ситуации, снимающие угрозы с его «Я»(рассказы о себе, как о якобы обладающем особо выраженными положительными качествами).3. Появление замещающих действий. К 6-7 годам дети могут представлять воображаемый мир и жить в нем.