Психическое развитие личности в зрелый период.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Средняя зрелость (от 30 до 60 лет)
К этому времени человек приобретает богатый жизненный и профессиональный опыт; дети становятся взрослыми, и отношения с ними меняются, начинают носить другой характер; стареют родители, которым становится необходима помощь.
В организме человека начинают происходить закономерные для данного возраста физиологические изменения. Эти изменения носят следующий характер: ухудшается общее самочувствие, зрение, замедляется реакции, ослабевает сексуальная потенция у мужчин, женщины переживают период климакса, причем некоторые переносят его очень тяжело и физически и психологически.Наблюдается снижение характеристик психофизических функций, однако это не отражается на функционировании когнитивной сферы человека. Работоспособность остаётся на том же уровне и позволяет сохранять трудовую и творческую активность. В этом возрасте еще продолжается развитие способностей, связанных с профессиональной и повседневной деятельность.
Главным достижением этого возраста является обретение состояния мудрости. Эмоциональная сфера в это время развивается неравномерно. Средний возраст - это период расцвета семейной жизни, карьеры и творческих способностей. Труд занимает главную позицию и становится важнейшим источником человеческих чувств. В этом возрасте люди более подвержены стрессу, чем в годы молодости, нередко страдают от депрессии, испытывают чувство одиночества. Меняется структура мотивации, так как у человека появляется желание действовать без промедления и тут же получать результат. Основными потребностями являются реализация своего творческого потенциала, необходимость передать свой опыт другому поколению, корректировка деятельности, забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями, подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в старости. В результате этого происходит осмысление и переоценка жизни в целом.
«Я - концепция» обогащается новыми «Я - образами». Суть «Я - концепции» - самоактуализация в пределах нравственных правил и личностных самооценок. Осознанное, взвешенное, реалистичное отношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции. Самооценки приобретают обобщенный характер. Ведущим видом деятельности становится труд. На первый план выходят проблемы помощи детям, отношения в семье, с супругом, стабилизируются.В этот период наблюдается так называемый «кризис середины жизни» (40 лет). Человек переоценивает свои достижения и критически оценивает себя. Многие считают, что лучшие годы жизни - это период до сорока лет, а период после сорока - это гигантская «черная дыра», в которой предстоит провести остаток жизни. У многих людей переход в средний возраст протекает спокойно, они считают его периодом, связанным с переопределением целей. Однако данный возраст для многих становится кризисным потому, что происходит рост противоречий между целостностью мировоззрения и одно линейностью развития, в результате чего человек может утратить смысл жизни. Если возникает кризис, то единственным выходом из положения становится обретение нового смысла: в общечеловеческих ценностях, развитии интереса к будущему, к новым поколениям.Если человек будет «зацикливаться» на себе, то со временем его начнут одолевать болезни и разовьётся новый кризис. Замечено, что кризису середины жизни подвержены люди, склонные избегать самоанализа, не замечающие перемен в жизни и организме.